Екатерина Барановская
Рекомендации по созданию специальных условий для ребенка с амблиопией и косоглазием в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации должна предусматривать:
наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;
обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня ребенка и его образовательных потребностей;
Публикация «Рекомендации по созданию специальных условий для ребенка с амблиопией и косоглазием в образовательной организации» размещена в разделах
обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;
наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;
обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;
обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;
наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с учащимися с нарушениями зрения.
У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы в классе с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:
1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.
Большое значение имеет организация занятия или урока. На уроке дети с нарушениями зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на уроке математики можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования и закрепления понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных понятий.
Своевременное введение активного отдыха в урок (занятие) позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.
Введение на уроках динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перемен и перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием как в течение дня, так и всей недели. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение уроков наблюдается при чередовании урока со статическим компонентом и урока с двигательным (физкультурное, музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как с подгруппой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с уроков, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по рисованию и лепке ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.
Рекомендации к учебно-методическому обеспечению и техническому оснащению для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации
Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии (чаще всего сопровождающей косоглазие). При амблиопии высокой степени (vis=0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (vis=0,2 - 0,3) и слабой (vis=0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.
Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени - со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии - без контура.
Необходимо развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.
Гигиенические рекомендации по созданию оптимальных условий
для ребенка с косоглазием :
Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения, правильное цветовое оформление помещений.
Естественное освещение
Коэффициент естественной освещенности в группах и классах должен быть не мене 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены. Расположение основных светопроемов должно обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. Окна основных помещений групп, классов, зала для физкультурных занятий, помещения медицинского назначения должны иметь солнцезащитные устройства - подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, и шторы из хлопчатобумажных тканей. Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в помещении рекомендуется :
- ограждающие поверхности основных помещений класса и оборудование окрашивать матовыми красками светлых тонов, с коэффициентом отражения потолка - не ниже 0,70, стен - 0,50 - 0,60, пола - 0,25 - 0,30, столов и стульев - не ниже 0,45, классной доски - 0,20;
- оконные стекла очищать не реже 3 - 4 раз в год снаружи и 1 - 2 раза в месяц изнутри; на подоконниках не расставлять закрывающие свет высокие комнатные растения;
- деревья сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; наружные фасады соседних зданий, обращенные к групповым комнатам, окрашивать в белый цвет.
Искусственное освещение
В классах и группах для занятий, кабинете врача-окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминесцентные лампы типа "белого" света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.
В классах для занятий на рабочих столах рационально устанавливать местное освещение светильниками прямого света на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту с доведением общего уровня освещенности до оптимального в зависимости от формы патологии (табл. 1).
Таблица 1.
Рекомендуемые уровни освещенности на рабочей поверхности во время зрительной работы детей с косоглазием.
Форма патологии Уровень освещенности, (лк)
Косоглазие + амблиопия высокой степени 1500 - 2000
Косоглазие + амблиопия средней степени 1000 – 1500
Косоглазие + амблиопия слабой степени 700-1000
Рекомендации к подбору мебели и оборудования
Помещения должны комплектоваться мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. Классы и группы для детей с косоглазием и амблиопией - двухместными столами. Наклон крышки стола должен быть регулируемый от 10 до 30 град. При расстановке оборудования и мебели в помещениях необходимо руководствоваться требованиями действующих «Санитарных норм и правил» и следующими рекомендациями :
- столы устанавливаются вдоль окон в три ряда так, чтобы свет падал слева; при этом расстояние между столами в ряду должно быть не менее 80 - 100 см, а расстояние от первого стола до классной доски (меловой, магнитной, наколочной) должно обеспечивать угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего за первым столом, направленным на удаленную вертикальную кромку доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) не менее 45 градусов;
- столы для детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера следует ставить ближе к учителю и доске,
- классные доски размером 1,5 x 0,75 м на высоте 0,75 - 0,8 м от пола (нижний край) должны иметь регулируемый наклон.
Окраску столов производят светло-зеленой гаммой тонов или цвета натуральной древесины, классной доски - темно-зеленых или коричневых цветов.
Во время уроков по изодеятельности целесообразно использовать мольберты, особенно для детей со сходящимся косоглазием.
Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль) нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.
Рекомендуемые игры, упражнения и развлечения в деятельности детей
Выбор упражнений и игр в значительной степени зависит от характера зрительного нарушения При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча, настольный теннис, волейбол и баскетбол. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т. д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, метание мяча в цель, пионербол, кегли, городки, настольный теннис, бадминтон; организуются спартакиады, прогулки, экскурсии.
Глава 2. Опыт работы с детьми с косоглазием и амблиопией дошкольной образовательной организации № 27 «Розочка» г. Евпатория.
Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения № 27 г. Евпатория работает по трем основным направлениям:
1. Лечебно-восстановительное:
«Создание банка лечебных игр и игровых упражнений, способствующих повышению эффективности лечения и осуществляющих связь между лечением и педагогическим процессом»;
2. Психолого-коррекционное:
«Развитие психических процессов и коррекция вторичных (или сопутствующих) отклонений у детей с нарушением зрения»;
3. Коррекционно-педагогическое:
«Формирование социальной компетентности у детей с нарушением зрения через гармоничное развитие личности».
Вся педагогическая работа строится в соответствии с плеоптическим, ортоптическим и стереоскопическим этапами восстановления зрительных функций у детей.
Из опыта работы мы знаем, что особые проблемы возникают у детей младшего возраста на плеоптическом и плеопто-ортоптическом этапах лечения. Аппаратное лечение требует от ребенка определенных знаний, умений и навыков:
а) умение опознавать и называть предмет в силуэтном изображении (при определении остроты зрения ребенка);
б) наложение объекта на контур, совмещение объекта по контуру (для работы на синаптофоре, рисование с подсветкой);
в) обводка, штриховка (при работе на стероскопе зеркальном бивизиотренере, рисовании с подсветкой);
г) оперирование понятиями «вверх», «вниз», «влево», «вправо» (для работы на тестере);
д) оречевление своих действий, понимание инструкций взрослого (при занятиях на синаптофоре, определении характера зрения).
У детей раннего и младшего дошкольного возраста (а у вновь поступивших – и среднего возраста) многие из этих умений не сформированы. И на данном этапе задача учителей-дефектологов и воспитателей – наиболее успешно и в как можно более короткий срок подготовить детей к аппаратному лечению.
В решении этой задачи огромную помощь оказывают игры и упражнения на:
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие цветоразличения;
-локализацию предмета в пространстве в различном пространственном расположении;
- развитие ориентировки на листе бумаги;
- узнавание предмета в силуэтном и контурном изображении;
- развитие глазомера;
На каждом углубленном осмотре детей врачом-офтальмологом обязательно присутствует учитель-дефектолог (подобный осмотр проводится
1 раз в две недели). В процессе осмотра обговаривается лечение каждого ребенка, назначаются лечебные игры и упражнения в соответствии с этапом лечебно-воспитательной работы.
Лечебно-воспитательная работа в ДОО для детей с нарушением зрения осуществляется врачами и медсестрами-ортоптистками.
Главная задача этого направления – развитие сохранных зрительных функций у слабовидящих детей и восстановление до нормы зрительных функций у детей с амблиопией и косоглазием.
Содержание работы врача-офтальмолога и медсестер-ортоптисток определяется составом детей по степени и характеру нарушения зрения, перспективой лечения и возрастом. Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей.
Но одного только лечения недостаточно для осуществления полной реабилитации зрительных функций у детей. И здесь важную роль играют разработанные учителями-дефектологами так называемые лечебные игры и игровые упражнения, способствующие повышению и закреплению эффективности лечебного процесса. Эти игры соответствуют каждому этапу лечения и описываются по специально разработанным критериям:
1. Цели:
- офтальмологические;
- коррекционные;
- дидактические;
- воспитательные;
2. Градация по остроте зрения и характеру зрения.
3. Условия проведения с офтальмологической и педагогической точки зрения (инструкция, правила).
4. Время проведения и гигиенические рекомендации.
5. Вариативность по интеллектуальным возможностям детей, возрасту.
6. Оборудование, необходимое для данной игры или игрового упражнения.
Вот лишь некоторые из этих игр:
МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ «ЗМЕЙКА»
(по М. И. ОЗЕРЕЦКОМУ)
Цели:
1. Офтальмологические:
- повышение остроты зрения (от 0,05 до 1,00);
- развитие монокулярного зрения;
- развитие прослеживающей функции взора.
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие ориентировки на листе бумаги;
- развитие скорости и точности действия;
- развитие произвольного внимания.
3. Воспитательные:
- формирование умения действовать по словесной инструкции педагога;
- воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности.
Примечания:
- рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;
- может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;
Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет ограничения сроков выполнения (с использованием песочных часов или секундомера в зависимости от сложности рисунка и остроты зрения ребенка);
- время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);
- дистанция применения – 30 см от глаз.
Оборудование.
- листок с заданием, соответствующим зрительной нагрузки ребенка;
- тонкий фломастер, песочные часы, секундомер.
Инструкция:
- взять в руку фломастер и ставить точки в середину каждого кружка (при остроте зрения 0,1 – 0,2 раскрашивать каждый кружок) – как птичка клювиком клюнула.
ИГРА «ТАНГРАММ»
Цели:
1. Офтальмологические:
- повышение остроты зрения (от 0,05 до 0,4);
- развитие монокулярного зрения;
- развитие зрительных функций.
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие сенсорных функций: цветоощущения, форморазличения;
- развитие пространственного мышления;
- развитие произвольного внимания.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать соревновательную мотивацию;
- воспитание усидчивости в структуре монотонной деятельности;
- развитие умений действовать по словесной инструкции педагога.
Примечания:
- рекомендуется на плеоптическом этапе лечения;
- может использоваться для детей с любым уровнем развития интеллекта;
Для детей с высоким уровнем – усложнить задачу за счет включения соревновательного момента (кто быстрее);
- время проведения – до 20 минут (после перерыва возможно продолжение);
- дистанция применения – 30-40 см от глаз.
Оборудование.
- игра «Танграмм», мелкие объекты по нужной остроте зрения.
Инструкция:
- выложи объект (например, квадрат, ракету и т. д.) мелкими деталями;
- сделай объект определенного цвета или нескольких цветов по заданию;
- соревнуемся, кто быстрее выложит свой объект (объекты равноценные).
ИГРА «КОЛЬЦЕБРОС»
(НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТЕННЫЙ)
Цели:
1. Офтальмологические:
- укрепление бинокулярного зрения;
- развитие стереоскопического зрения;
- развитие зрительных функций (прослеживающей, содружественных движений глаза и руки, фиксации взора, дивергенции).
2. Коррекционные:
- развитие глазомера;
- развитие кинестетического чувства и точных, координированных движений рук;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие цеторазличения.
3. Дидактические:
- формирование двигательной активности;
- закрепление навыков порядкового и количественного счета;
- учить соразмерять движения руки в зависимости от удаленности объекта восприятия.
Примечания:
- игра рекомендована на ортоптическом и стереоптическом этапах лечения;
- возраст детей – 4-7 лет;
- время проведения – 7-10 минут;
- количество играющих – 1-3 человека или по числу колец;
- рассчитана на детей с любым уровнем развития интеллекта.
Правила игры:
Каждый игрок получает по одному или несколько колец. С помощью считалки определяют очередность бросков. Затем, после показа педагога набрасывают кольца на настенный или настольный щит со стержнями. За каждой попадание
1 очко. После игры подсчитывают количество очков у каждого и определяют победителя.
Вариант: набросить на определенный стержень (по заданию) и получить приз.
ИГРЫ С БИНОКЛЕМ
Цели:
1. Офтальмологические:
- формирование и укрепление одновременного зрения, развитие бинокуляр-ного зрения;
В игре использован метод жесткой гаплоксопии.
2. Коррекционные:
- учить ориентироваться в макропространстве;
- развивать умение локализировать объекты в пространстве;
- учить находить местоположение объектов относительно себя и других объектов;
- развивать координацию движений, глазомер, точность движений;
- способствовать повышению двигательной системы.
Примечания:
- игра показана при угле косоглазия менее 10, неустойчивом одновременном зрении, остроте зрения на лучше видящем глазу не менее 0,4;
- время проведения – 10 минут;
- количество играющих 1-2 человека (по числу биноклей);
- игра рекомендуется на ортоптическом этапе лечения;
- возраст детей – 5-7 лет;
- игра рассчитана на детей со средним и высоким уровнем развития интеллекта;
- дистанция проведения от 2 до 10 м.
Правила игры:
Не отрывая бинокль от глаз, пройти по нарисованной линии в заданном направлении. В ходе маршрута находить мелкие объекты предметы, определяя их удаленность от себя и других объектов. Игра проводится в полной очковой коррекции.
Вариант: брать предметы, глядя в бинокль, сбивать их мячом. Можно использовать обе стороны бинокля: и на приближение, и на удаление.