Наталья Поспелова
Создание условий для расширения кругозора в процессе организации ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для расширения кругозора, повышения социальной и познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе организации ручного труда
[/b]
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский
Наш детский сад в течение 2014 - 2015 учебного года работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников. Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ФГОС ДО
Публикация «Создание условий для расширения кругозора в процессе организации ручного труда» размещена в разделах
Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами:
Уставом ДОУ;
- Должностными инструкциями воспитателей и специалистов;
- Договором с родителями;
- Приказами по основной деятельности.
Педагоги нашего детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
- подчеркивают общественную значимость труда;
- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяют самостоятельность детей;
- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
В соответствии с программой и ФГОС трудовое воспитание осуществляется систематически в основных видах труда:
- Самообслуживание;
- Хозяйственно-бытовой труд;
- Труд в природе;
- Ручной труд.
И в основных формах организации труда:
- Поручения;
- Дежурство;
- Коллективно-трудовая деятельность (старшая и подготовительная к школе группы).
Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней
Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. Данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
Коллективный труд, по способу организации делится на:
- Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков, по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).
- Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.
- Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.