Фёдорова Наталья
Рекомендации по развитию жизненных компетенций ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по развитию жизненных компетенций ребенка с ОВЗ
Интенсивные социально-экономические, политические и культурные преобразования во всем мире определяют необходимость пересмотра существующих подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, эффективная профилактика и коррекция дефицитов в развитии детей возможна при определенной организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В этом случае речь идет не только об уходе за детьми и заботе о них, но и о воспитании, обучении, формировании важных жизненных навыков, способностей, организации безбарьерной среды их жизнедеятельности. Для ребенка с ОВЗ развить данные навыки особенно трудно. В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие. Бытовые компетенции и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Публикация «Рекомендации по развитию жизненных компетенций ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Выделим некоторые особенности развития жизненных компетенций детей с ОВЗ в рамках работы воспитателя в дошкольном учреждении:
Развитие и коррекция социально-бытовых компетенций у детей с овз требует специальных психолого-педагогических методов: беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения (к примеру, по методу Л. П. Уфимцевой, систематические практико-игровые упражнения (к примеру, по методу Т. И. Пороцкой, дидактические игры, предметно-практические занятия, моделирование ситуаций (к примеру, по методу Н. С. Холодовой, коррекционно-развивающие занятия и тренинги, квест-игры и т. д. При работе с разными технологиями методами очень важно выстроить целостную систему, где будут отражены цели и задачи использования того или иного метода, а так же желаемые результаты. Подчеркивая вышесказанное обратим внимание на програму «Хайскоуп», основная идея которой заключается в том, что ребенку с нарушениями проще жить в упорядоченности и режимности, Согласно данной методики, для успешного развития детей необходимо : 1. предлагать детям разнообразный материал для игр, используя в основном бытовые предметы; 2. давать детям выбор их рода занятий; 3. разговаривать с ними во время игры; 4. не давать указаний и не решать проблемы за детей в ходе игры, а предлагать свою помощь и поддержку.
При этом важным фактором является индивидуальный подход. В педагогике индивидуальный подход считают важнейшим дидактическим принципом воспитания и обучения. Его исследовали А. А. Бударный, В. И. Гладких, М. В. Зверева, А. А. Кирсанов, М. И. Любицына, Л. Д. Магазинник, Е. С. Рабунский, И. И. Рыданова, В. Ф. Харьковская и др. Реализация индивидуального подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно- воспитательной работы, постоянное варьирование методов и организационных форм обучения с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего, целостного как социально-типического, так и индивидуально-своеобразного развития каждого из них. Например, ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Так же важно помнить, что детям с ОВЗ сложнее воспринимать информацию, например, можно сто раз сказать о пользе мытья рук, или зачем убирать игрушки на место, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя и родителя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку.
Отсюда вытекает необходимость в принципе постепенности и переход от простого к сложному. Не следует ждать от ребенка всего и сразу, необходимо начать с одного, автоматизировать и перейти к следующему. Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
К особенностям ребенка с ОВЗ, к примеру, относиться то, что ему требуется гораздо больше времени на усвоение, понимание и запоминание, чем ребенку с нормой, Кислякова Ю. Н. подчеркивает то в своих работах, поэтому при обучении навыку «одеваться» при сборах на прогулку целесообразно запланировать время сборов на пол часа, на час раньше, чтобы в спешке не делать всю работу за ребенка.
Для достижения успеха научения того или иного навыка часто и эффективно работает система поощрений ребенка – пищевое поощерение, поощерение жестом, игрушкой и т. д в дальнейшем переориентировав его мотивы на жизненные. По мере освоенности ребенком навыка помощь со стороны взрослого уменьшается до полного самостоятельного выполнения ребенком действия. Следовательно необходимо мотивационную деятельность, т. е. ребенок должен знать, зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одеваться в чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести – чтобы с тобой дружили, чтобы нравиться взрослым. Ребенку с ОВЗ сложнее понять свою мотивацию, необходимо обратить внимание на, что он больше всего реагирует положительно.
Однако, ребенка нужно научить, не только правильно выполнять все действия (прод предлогом мотиватора, но и выработать у него привычку. Привычка может возникнуть только в том случае, когда от ребенка изо дня в день требуют выполнения определенных действий (напр., уборка игрушек, дежурство по кухне, уход за комнатными растениями и т. д., при этом используя необычные игровые подходы, об этом упоминала Акулова О. В в своих работах. У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. В процессе формирования социально-бытовой компетенции предусмотрено использование следующих приемов работы: совместные действия взрослого и ребенка; употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»); подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентации.
Несомненно, через практические занятия, беседы, режимные моменты в течение всего дня происходит целостное восприятия того, что делает ребенок. Практическая работа даёт возможность перевести знания в умения. Однако, прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить технологическую карту или план действия.
Важно подчеркнуть, что взрослый (как родитель, так и специалист) являетесь прямым отражением действий ребенка. Прежде чем научить ребенка чему-либо необходимо проанализировать свое поведение. Попросту, однажды увидев, как мама моет руки без мыла, данное действие может автоматизироваться у ребенка с ОВЗ в памяти. Следовательно, появляется необходимость переучивать ребенка. Или же если в семье не соблюдают правила режима дня, то в рамках только дошкольного учреждения приучить ребенка к его выполнению будет очень трудно. Например, Отечественные специалисты (Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская) считают, что для того, чтобы ребенок успешно овладел бытовыми навыками и, чтобы он мог их самостоятельно использовать, необходимо организовывать значимую повседневную ситуацию. Поэтому специалисты рекомендуют родителям придерживаться некоторым правилам в сфере самообслуживания, которые помогут организовать процесс максимально комфортно для ребенка и предотвратить нежелательные поведенческие реакции. Например, в семье еще нет постоянного режима дня, поэтому следует его установить для всех и соблюдать порядок основных домашних дел (еда, прогулка, уборка и т. д.).
Также, дети с ОВЗ более остро реагируют на эмоциональный окрас речи. Необходимо эмоционально, контрастно выражать свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разному по внешнему виду вещам (положительное – к чистым, опрятным, и негативное – к грязным, неухоженным, чтобы дети сравнивали, анализировали и делали выводы.
Успех формирования социально-бытовой компетенции зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позволит расширить образовательное пространство, обеспечить возможности осуществления личностно-ориентированного обучения, коррегировать имеющиеся недостатки и сформировать жизненно необходимые знания, умения, навыки каждого ребенка. Не маловажным является выяснение первоначального уровня развития ребенка и возможности развития действий в рамках того или иного навыка.
Педагогическая часть работы с детьми с ОВЗ заключается в том, что он способствует социализации ребенка и положительном подкреплении его самостоятельной деятельности, как в быту, так и в процессе учебной деятельности. Важно отметить, что положительная динамика в освоении жизненных компетенций будет достигнута только при выборе оптимальных условий и форм обучения и воспитания при совместной работе всех членов воспитательно-образовательного процесса, при условии, что работа будет вестись в соответствии с принципами комплексности, поэтапности и индивидуального подхода.