Айра Сереп
Рекомендации по психологическим аспектам организации питания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Вполне здоровый ребенок отличается обычно
хорошим аппетитом и съедает столько,
сколько нужно для его возраста».
Профессор А. А. Кисель
1. Приход ребенка в детский коллектив почти всегда сопровождается определёнными психологическими трудностями. Часто у детей сужается аппетит, нарушается сон, наблюдаются невротические реакции. Если он не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время кормите его, даже если остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни коем случае не заставляйте – это усилит отрицательное отношение к коллективу.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
2. Доведите до сведения родителей, что не следует кормить ребенка завтраком до прихода в детский сад. Это снижает аппетит и способствует формированию отрицательного отношения к процессу употребления пищи.
3. Дети склонны копировать действия взрослых, поэтому важно, чтобы они видели, что их воспитатель с удовольствием ест пищу, которую предлагают им. Едите вместе с детьми.
4. Вводите новые блюда в рацион детей в игровой форме, объясняя полезность разумного приема тех или иных продуктов, развивая вкус к пище, осознанную мотивацию (почему надо есть именно такое количество пищи). Вы можете:
- дать информацию о составе блюда, способе приготовления, его вкусе и пользе для здоровья;
- вовлечь детей в разговор о блюде или его компонентах;
- попробовать блюдо на глазах у детей.
Эти действия помогут преодолеть неофобию, будут способствовать появлению у детей доверия к новому блюду.
5. Ребенка, который отказывается есть, посадите во время приема пиши за стол к детям, которые едят хорошо.
6. Откажитесь от попыток заставить ребенка есть или доедать. Прессинг и внушение чувства вины способствуют формированию отрицательного отношения к процессу употреблении пищи в целом. Вредны уговоры, запугивания, обещания типа: «Если поешь (не будешь много есть) – куплю…», «Ешь, а то Маша съест», «Не будешь есть не пойдешь на прогулку», а также отвлечение на игрушки, чтение книг, игры, используемые для того, чтобы ребенок съел свою порцию.
7. С психологической точки зрения любое действие, поступок имеет мотив или причину. Попытайтесь понять причину плохого аппетита или чрезмерного «увлечения» детьми едой.
8. Если ребенок отказывается от еды, потому что устал или расстроен, подход должен быть иным – в психологии он назван «активное слушание», когда взрослый дает понять ребенку, что догадывается о его переживании (состоянии, «слышит» его. Предложите помощь, озвучив чувство, состояние ребенка, объясните свои действия: «Ты устал тебе сегодня трудно, я помогу тебе, давай покормлю».
9. По возможности не сажайте детей во время приема пищи спиной к двери, т. к. такое положение в пространстве способствует появлению тревожности, а она, в свою очередь снижает аппетит. Потребность в безопасности – это главная, базовая потребность и от ее удовлетворения зависит все остальное, в том числе и желание приема пищи.
10. Можно повысить аппетит ребенка, посадив его рядом с теми детьми, с которыми он чаще всего играет.
11. Приятная музыка, которая нравится детям, также способствует повышению аппетита, задает определенный ритм действиям. Но музыка не должна быть очень быстрой и громкой, чтобы не отвлекать на себя все внимание ребенка. Во время приема пищи оно должно быть сосредоточено на еде.
12. В помещении, где дети едят не должно быть душно и жарко. Это тоже может снижать аппетит.
13. Не вынуждайте детей сидеть за столом в ожидании еды – это быстро вызывает утомление и отрицательно сказывается на восприятии ребенком процесса употребления пищи.
14. Избегайте отрицательных эмоций во время кормления детей, а также ссор и неприятных разговоров между сотрудниками ДОУ в это время. Недопустимо наказывать ребенка непосредственно перед едой. Обстановка должна быть спокойной и доброжелательной.
15. Крайне отрицательно влияют на аппетит, формирование вкусовых привычек грубые ошибки, допускаемые взрослыми в процессе формирования культуры поведения ребенка за столом, например одергивания типа: «не чавкай», «как ты держишь вилку!», «не кроши», «у тебя не руки, а крюки» и т. д.
16. Для положительного восприятия ребенком процесса приема пищи важно создание и соблюдение особого ритуала. С одной стороны, это обеспечивается определенным режимом питания в ДОУ. С другой – обучением ребенка правильному поведению за столом и развитием навыков самостоятельности, культуры еды. На 3м году ребенок должен научиться правильно и аккуратно пользоваться ложкой, салфеткой, на 4м – вилкой, на 5м – можно и ножом.
Чем увереннее и легче ребенок владеет столовыми приборами, тем меньше затруднений у него вызывает еда, тем быстрее и легче он с ней «справляется». От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку, понимание того, что овладение данными навыками требуют времени. Ловкость, аккуратность приходит не сразу.
17. Если вы приучаете ребенка к полной, красивой сервировке стола – удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, к скатерти или салфеткам, то решаете одновременно и задачу воспитания положительного отношения к еде. Чем старше группа, тем сложнее должен быть процесс принятия пищи, необходимо больше столовых приборов, элементов сервировки, а также ритуалов, связанных с едой (пожелание приятного аппетита, благодарность за обед и проч.).
18. При введении нового блюда порции не должны быть большими. Лучше положите ребенку меньше еды, а потом, если у него будет желание, – добавку.
19. Ребенок должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках).
20. Прием пищи для ребенка – важнейший познавательный процесс. Практически это единственный акт, во время которого ребенок в буквальном смысле смешивается с пространством, поглощая отдельные его элементы «пробуя его на вкус». Ребенок должен осознанно и эмоционально положительно относиться к этому процессу. Осознанность и приятное предвкушение пищи «готовят» организм к тому, чтобы она была усвоена с пользой. В связи с этим интересны такие приемы, как: загадывание детям загадок о продуктах, беседы-рассуждения, введение ребенка в проблемную ситуацию, в которой он должен сделать самостоятельный