Светлана Демченко
Консультация для педагогов и родителей «Агрессия и пути его преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность
В основе проявления агрессивности лежит одна из врожденных эмоций – гнев. Она возникает у человека, когда имеются причины, мешающие отдыху, получению удовольствия или создающие угрозу его физическому или психологическому самочувствию. Гнев – ситуативная реакция, и длится он, пока продолжается опасная для человека ситуация.
У детей таких ситуаций достаточно много, т. к. большинство переживаний и разочарований ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка в силу незрелости его нервной системы.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Агрессия и пути его преодоления“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
Можно выделить две наиболее частые причины агрессивности у детей
- боязнь быть травмированным, обиженным, получить повреждения.
- пережитая обида, душевная травма.
При определенных условиях агрессия может становиться неситуативной, а гнев – постоянным переживанием, такие случаи требуют не только педагогической коррекции, но и вмешательство психолога.
Агрессивность может закрепиться и рассматриваться как нарушение эмоциональной сферы, если:
- родители ребенка отличаются агрессивным поведением, т. е. ребенок «заражается» их агрессивностью;
- ребенок не ощущает любви к себе;
- со стороны родителей или ближайшего социума постоянные оскорбления и унижения ребенка.
Агрессивное поведение ребенка можно разделить на физическую и вербальную агрессивность.
Физическая агрессивность можно выражать в задиристости (толкнуть, ущипнуть и пр., драчливость и в форме разрушительного отношения к вещам
Вербальная агрессивность (дразнить, оскорблять, ругаться) чаще мотивируется не удовлетворенной потребностью почувствовать себя сильным, нагнать страх на других или отыграться за старые обиды.
Педагогическая коррекция
После выяснения причин проявления агрессивного поведения ребенка необходимо попытаться устранить эти причины (коррекция отношений детей в группе сверстников, просветительская работа с родителями).
В отношении самого ребенка необходимо сдерживать агрессивные порывы, для того, чтобы не закреплять данный стереотип поведения. В отношении физической агрессии это сделать легче, так как можно остановить ребенка окриком, отвлечь игрушкой, переключить внимание или просто удержать за руку. Вербальную агрессию предотвратить труднее, почти всегда приходиться действовать, после того, как акт агрессии уже свершился.
Работая с агрессивным ребенком нужно помнить, что любые проявления страха у окружающих могут стимулировать агрессивность, то же происходит, если дети и педагоги долго уделяют внимание такого ребенку, с интересом наблюдают за ним и обсуждают его поведение. Конечная цель преодоления агрессивности состоит в том, чтобы дать понять ребенку, что другие способы поведения гораздо приятнее в плане ответной реакции окружающих.
Эффективность педагогической коррекции агрессивности повысятся, если будет сопровождаться психологической коррекцией с использованием психотерапевтических методов (психогимнастика, игротерапия, куклотерапия, сюжетно-ролевая драматизация, сказкотерапия и др.)