Марина Скородумова
Рекомендации для родителей и педагогов «Способы снятия утомления у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Способы снятия утомления у детей
При выполнении различных упражнений и заданий, требующих от ребёнка усидчивости, внимания и интеллектуального напряжения на занятиях (в детском саду, в школе, дома, дети часто утомляются. В зависимости от нервной системы, физических возможностей и прочих факторов дети ещё плохо владеют приёмами самоорганизации, волевыми усилиями, произвольностью деятельности.
Публикация «Рекомендации для родителей и педагогов „Способы снятия утомления у детей“» размещена в разделах
Сначала волевое усилие ребёнок сохраняет под влиянием требования взрослых, а затем делает попытки заставить себя выполнить неинтересную, но нужную работу. Но, поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро истощается, не следует применять жёсткость и требовать того, что непосильно ребёнку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребёнка могут привести к психическим нарушениям, вплоть до аффективных реакций или отказа от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, энурезу, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Кроме создания благоприятных условий для функционирования внимания и учёта возрастных особенностей ребёнка можно применять специальные упражнения, снимающие утомление после длительного напряжения внимания.
Утомление проявляется в увеличении количества ошибок, снижении качества и количества выполняемой работы, повышенной отвлекаемости, зевоте, потягиваниях, двигательном беспокойстве, капризах и недовольстве, в мимике и жестах, в отказе от деятельности. В таких случаях необходимо прекратить занятие и переключить его на деятельность, противоположную по характеру, или организовать свободный отдых, занятие любимым делом или пассивное наблюдение за каким-то внешним раздражителем (просмотр фильма, смотреть в окно или за движущимися объектами). Хорошей формой отдыха являются физические движения в форме игры или лёгкой физкультминутки в сопровождении музыки или ритмических стихов.
Для более быстрого восстановления сил и снятия напряжения существует ряд приёмов, направленных на зрительную и двигательную сферу, которые особенно утомляются при работе внимания.
Упражнения для отдыха глаз:
1. Плавно переводите взгляд вправо – прямо – влево – прямо. Повторите 5 – 6 раз.
2. Плавно переводите взгляд вверх – вниз. Повторите 5 – 6 раз.
3. Вращайте взгляд по кругу: влево – вверх – вправо – вниз, теперь наоборот, вправо – вверх – влево – вниз. Повторите 4 – 5 раз.
4. Посмотрите на кончик носа, а затем в пространство далеко вперёд. Повторите 6 – 10 раз.
5. Потрите ладони, а затем приложите их к закрытым глазам так, чтобы полностью загородить их от света. Сосчитайте до десяти и откройте глаза, затем раздвиньте ладони.
Для маленьких детей : при выполнении упражнения надо попросить следить их за движением вашей руки, в которой вы держите игрушку. Упражнения четвёртое и пятое можно обыграть с шариком, который садится на носик, а потом улетает, или прятаться от солнечного зайчика.
Регулярно выполняемые упражнения для глаз очищают и улучшают состояние сетчатки глаза путём увеличения циркуляции крови и повышения тонуса глазных мышц.
Для восстановления способности глаза к цветоразличению используют цветовое панно, окрашенное в дополнительные цвета к основным, преобладающим в игровой комнате. Это возбуждает клетки сетчатки, которые были в пассивном состоянии, а работающие до этого клетки восстанавливают свою работоспособность.
Упражнения для снятия напряжения после фиксированной позы
Упражнения можно выполнять стоя или сидя на стуле.
1. Птичка сидит на веточке и осматривается кругом: поворачивает головку вправо.
2. Птичка хочет полетать, проверяет свои крылышки: отводит оба плеча назад, возвращает их на место; отводит одно плечико, затем другое; вращает плечиками назад вверх, возвращается на место.
3. Птичка проверяет, как у неё складываются крылышки: заводит руки за спину, согнув их в локтях и сжав в кулачки, заводит кулачки как можно выше вверх, спинка прогибается назад.
4. Птичка проверяет каждое крылышко: заводит одну руку за спину через плечо, сгибает, а другую руку заводит за спину снизу и пытается сцепить пальцы рук за спиной; меняем руки.
5. Птичка расправляет крылышки: разводит руки в стороны, так, чтобы лопатки сзади соединились, ручки прямые-прямые, замахали крылышками, поднимаем их над головой и опускаем несколько раз; спокойно сложили крылышки, руки на колени или опустили вдоль туловища.
Такие упражнения позволяют снять напряжение с работающих мышц за счёт включения в работу мышц-антагонистов. Физические упражнения в пять раз быстрее восстанавливают работоспособность органов, чем пассивный отдых, так как в процессе активных упражнений усиливаются кровообращение и питание мышечных клеток.