Дроганова Ксения Витальевна
Рекомендации для педагогов по организации каждого этапа занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации
Формирование мотива деятельности к деятельности
Педагог может пользоваться речевыми формулами «представляете, какая случилась неприятность?», «что же делать им?», «он так расстроился и совсем растерялся.»
После необходимо сделать паузу, во время ко торой с интересом смотреть на детей и ждать их реакции.
Планирование
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
.Педагог может пользоваться речевыми формулами «подумайте, где вам будет удобно работать?», «с кем вы хотите это сделать?», «что вам для этого понадобиться?», «как именно это лучше сделать?», «что вы потом будете делать?», «а если произойдет так, что тогда вы решите?» и т. д.
Осуществление образовательного процесса
Педагог задает вопрос, набирается терпения и обязательно держит паузу для того, чтобы дети успели обдумать и озвучить свои варианты. В случае, если пауза затягивается, педагог может уточнить у ребят понятен ли им вопрос и при необходимости переформулировать его.
Педагог не спешит зачесть правильный ответ, а вместо этого использует приемы провокации «ты уверен? Докажи!», либо спрашивает мнения остальных ребят «кто согласен с Мишей?», «кто- иибудь считает по-другому?» и т. д.
«ребята, какое удивительное событие произошло, обратите внимание!», «вот это сюрприз, как интересно!», «мы отвлеклись, друзья, а как же там дела у нашего знакомого, которому вы так хотели помочь? Наверное, он уже переживает, что вы забыли о нем.»
Если дети заняты, то их внимание можно привлечь формулой «ребята, хочу увидеть ваши глазки», «кто меня слышит хлопните, кто меня видит топните» и т. д.
Педагог реагирует на детские ответы разнообразными речевыми формулами, в зависимости от ситуации: «точно», «согласна», «верно», «да», «замечательно»; «может быть», «возможно», «интересно», «необычно»; «Миша так думает.», «почему ты так думаешь?» и т. д. Возможна также реакция в виде улыбки, кивка, жеста, подмигивания.
Педагог делает вид, что не понимает, как будет правильно / эффективно и каждый раз предлагает детям попробовать и проверить.
При этом поддерживает положительную самооценку формулами «как хорошо, что ты попробовал! Теперь ты точно знаешь, что это не так», «ничего страшного, что не получилось с первого раза, если ты захочешь и будешь стараться, все обязательно получится».
Педагог реагирует на вопросы следующими формулами: «а ты как думаешь?», «я, к сожалению, не знаю этого, но с удовольствием помогу тебе поискать ответ, что мы для этого можем сделать?». «Миша, я не знаю, может кто-то из ребят знает? Спросим у них?» (здесь важно, чтобы с вопросом к детям обратился сам Миша, педагог может лишь помочь ему тем, что сконцентрирует внимание детей: «Ребята, послушайте, Миша сейчас спросил у меня одну интересную вещь!»)
Педагог старается максимально предоставить временную возможность для реализации детского замысла. В тех случаях, когда это невозможно, педагог вместе с детьми решает возникшую проблему: «ребята, к сожалению, у нас нет времени доделать. давайте подумаем, что мы можем придумать». Если же особенность ситуации в том, что ребенок не справляется с заданием и просит о помощи, то педагог оказывает помощь, показывая пример на своем материале, а не на материале ребенка.
Педагог терпеливо доносит словесную инструкцию «встать в полукруг, круг, шеренгу, колону и т. д.», «немного правее», «вам будет удобнее, если вы сделаете шаг назад» и пр., не позволяя себе механически двигать детей только потому, что у него не хватает терпения и словарного запаса что-либо объяснить вербально.
Выбор детям может быть предоставлен в подборе места для работы, компании, средств изображения, последовательности действий и т. д. Педагог может пользоваться формулами «ребята, предлагаю вам подумать и выбрать.» и т. д.
Педагог задает детям вопросы, содержащие вопросительные слова «зачем», «почему», «как», «для чего» и т. д.
Педагог внимательно следит за тем, чтобы его высказывание не длилось более чем минуту
Педагог реагирует на детские высказывания разнообразными речевыми формулами, в зависимости от характера высказывания: «точно», «согласна», «верно», «да», «замечательно»; «может быть», «возможно», «интересно», «необычно»; «Миша так думает.», «почему ты так думаешь?»; «так бывает», «мне очень жаль» и т. д. Возможна также реакция в виде улыбки, кивка, жеста, подмигивания, (более подробно этот вопрос раскрыт в приложении к данному пособию)
Рефлексивный итог
Педагог, подводя итог занятия, первым делом обращается к детской цели: «ребята, напомните, для чего мы это делали?». После того, как дети, возможно при помощи взрослого, ответят на этот вопрос, возможно задать следующие рефлексивные вопросы: «благодаря чему, у нас получилось?», «почему у нас сразу не получалось?», «что нам помогло?», «что нам помешало?», «что можно рассказать родителям?», «что вы хотите сказать друг другу?» и т. д.
Педагог, подводя итог занятия, первым делом обращается к детской цели: «ребята, напомните, для чего мы это делали?». После того, как дети, возможно при помощи взрослого, ответят на этот вопрос, возможно задать следующие рефлексивные вопросы: «благодаря чему, у нас получилось?», «почему у нас сразу не получалось?», «что нам помогло?», «что нам помешало?», «что можно рассказать родителям?», «что вы хотите сказать друг другу?» и т. д.
Педагог, подводя итог занятия, первым делом обращается к детской цели: «ребята, напомните, для чего мы это делали?». После того, как дети, возможно при помощи взрослого, ответят на этот вопрос, возможно задать следующие рефлексивные вопросы: «благодаря чему, у нас получилось?», «почему у нас сразу не получалось?», «что нам помогло?», «что нам помешало?», «что можно рассказать родителям?», «что вы хотите сказать друг другу?» и т. д.