Светлана Худякова
Рекомендации по организации исследовательской работы в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.
Публикация «Рекомендации по организации исследовательской работы в начальной школе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
С введением Стандартов нового поколения в школу меняется и требования к выпускнику. Обществу необходимы молодые люди, обладающие практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной социализации. В связи с этим актуальной задачей образования становится обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения этой задачи необходимо использовать методы обучения, совершенно отличные от классического формирования знаний, умений и навыков. Среди современных инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность учащихся. Поскольку в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, то исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Уже много лет я занимаюсь этой проблемой.
Цель работы – развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
• обучить проведению учебных исследований младших школьников
• развивать творческую исследовательскую активность детей
• стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам
• вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс
При реализации технологии исследовательской деятельности учащегося необходимо ясно представлять главные отличия проекта от исследования. Принципиальное отличие исследования от проектирования заключается в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
1. Для начала выберите тему исследовательской работы. Сделайте это совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Обязательно определите и поставьте перед ребенком цель. Он должен хорошо понимать, чего именно необходимо добиться в результате исследовательской работы.
2. Подберите вместе с учеником материал по теме. Если самостоятельный выбор источников входит в задание, необходимо проконтролировать, насколько успешно ребенок с этим справился. Затем уже самостоятельно, но под руководством учителя, ученик должен изучить собранный материал, обобщить и систематизировать.
3. Проследите, чтобы работа с источниками и создание собственного текста велись поэтапно. Это способствует развитию мышления ученика, целенаправленности и систематичности усилий. На первом этапе познакомьте ребенка с книгой или другим текстом. На втором – помогите правильно сформулировать вопросы по поводу прочитанного. Далее ученик должен выделить главное и второстепенное. Затем отыскать подтверждающие основную мысль факты. И на основе этого сделать вывод или резюме. Самый простой и эффективный прием, обучающий этому – использование на уроках графических схем. Например, изучение «Дерева» при рассмотрении родственных слов на уроке русского языка.
4. Для развития креативности, а также дивергентного или творческого мышления давайте ученикам задания, выполняя которые требуется придумать рассказ. Например, сочинить сказку, пересказать своими словами текст или придумать рассказ от лица другого человека (животного, неживого предмета).
5. Научите детей правильному оформлению исследовательских работ.
6. Помогите ученику подготовиться к заключительному этапу исследовательской работы – защите. Проведите ее в виде презентации, доклада, конференции. Нестандартные, с привлечением наглядных материалов.
7. Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.
Таким образом, специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в том, что роль учителя является систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей. Учитель – профессионал никогда не будет выполнять работу за ребёнка, а постарается увлечь и “заразить” его, покажет ему значимость его деятельности и вселит уверенность в своих силах.
К созданию исследовательской работы привлекаю и родителей своих учеников. Прекрасно понимаю, что многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Прежде всего, провожу родительское собрание, где подробным образом рассказываю о значимости исследовательской работы с самого первого класса, знакомлю со структурой исследовательской работы:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение (обосновывается выбранная тема, коротко поясняется, в чём заключается научный интерес, сформулированы цель и задачи исследования, гипотеза, обоснована актуальность выбранной автором темы, указаны методы исследования)
4. Основная часть. Исследовательская часть
5. Выводы (выводы должны вытекать из цели и задач исследования, которые определены во введении. Необходимо определить, удалось или нет достигнуть поставленной цели)
6. Приложения (Приложения должны тщательно отбираться и иллюстрировать наиболее яркие моменты работы. В приложения рекомендуется включать копии редких фотографий, документов, различные таблицы, графики, рисунки)
7. Список литературы
Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна специальная подготовка. Данный этап в работе многие пропускают, заучивая текст самой работы, что является грубой ошибкой.
Подготовиться к защите можно следующим образом:
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
4. Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада (на 5-7 минут)
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Тема исследования может быть:
- фантастической
- экспериментальной
- изобретательской
- теоретической.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с информацией, что в наше время очень важно. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам или в Интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии, построить диаграммы, приготовить презентацию. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классной научно-практической конференции. После голосования совместно с детьми мы отбираем кандидатур для участия в школьной научно-практической конференции. Мои ученики ежегодно побеждают и занимают призовые места с первого по четвёртый класс, составляя конкуренцию даже старшеклассникам.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Мои ученики постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах и конференциях различного уровня. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Исследовательская деятельность формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; реализуют принцип связи обучения с жизнью.