Горбунова Валентина Михайловна
Рекомендации педагогам по формированию интереса к чтению художественной литературы «Литературное образование дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам по формированию интереса
к чтению художественной литературы.
«Литературное образование дошкольников»
(из опыта работы)
«Чтение - это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Рекомендации педагогам по формированию интереса к чтению художественной литературы „Литературное образование дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса, формирует у детей нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Проводниками для детей становятся воспитатели, родители, социум. Именно от взрослых зависит то, будет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Всем известно, что в последние десятилетия наблюдается снижение интереса к чтению у взрослых и, как следствие, у детей. Уже в дошкольном возрасте место книги занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт очень ограничен. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни.
В ходе исследований выявлены следующие проблемы: снижение интереса к книге; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей. Вызывает тревогу подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – за долго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.
Дошкольное детство педагогической наукой классифицируется как оптимальный период для воспитания и обучения ребёнка. Ребёнок-дошкольник не просто слушатель, а слушатель активный: симпатизирующий, сочувствующий, удивляющийся, радующийся, негодующий.
Вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимости методически правильного подбора эффективных форм и методов работы с дошкольниками.
Перед педагогами нашего детского сада поставлены задачи: вырабатывать потребность ежедневного общения ребенка с художественной литературой; учить детей уважать книгу, бережно обращаться с ней; воспитывать в дошкольнике внимательного вдумчивого слушателя. Обратить внимание родителей к проблеме «нечитающей нации».
Для достижения поставленных задач используются следующие методы и формы работы с дошкольниками :
специально организованные занятия;
выразительное чтение вслух; использование иллюстративного комментария;
участие детей в систематическом обновлении и пополнении развивающей предметно-пространственной среды;
литературные викторины, КВН; иллюстрирование художественных произведений; кукольные драматизации; совместные праздники и развлечения; выставки произведений конкретного писателя или поэта; литературные игры;
участие детей в оформлении стенгазет;
встречи со сказочными героями;
проведение праздников и досугов на темы художественных произведений; экскурсии в детскую библиотеку и мн. др.
На некоторых из них остановимся чуть подробнее.
Специальные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Цель таких занятий - обогащать и уточнять представления детей о книгах, их авторах, жанрах произведений, о выразительности, образности и красоте литературного языка; помогать ребенку, ориентироваться в мире художественных произведений; выявлять симпатии и предпочтения детей.
Выразительное чтение вслух воспитателем. Этот метод способствует созданию образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.
Заучивание наизусть стихотворений способствует развитию внимания, памяти, развивает выразительность речи, артистические способности ребенка. Для стимулирования желания учить стихи мы проводим конкурсы чтецов, приуроченные к знаменательным датам календаря, где награждаем победителей и призеров грамотами и сладкими призами.
Проведение фольклорных праздников. Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках. Такие праздники формируют у детей интерес к детскому фольклору, обогащают их словарный запас.
Очень любимы детьми игры-драматизации, кукольные спектакли, театрализация литературных произведений. Дошкольники и родители под руководством воспитателей занимаются изготовлением костюмов, необходимых атрибутов и декораций, кукол. Преимущество данных форм работы в том, что ребенок может быть не только слушателем, но и полноценным участником спектакля, что помогает ему более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Иллюстрирование. Предметно-схематическое изображение в рисунках литературного текста. Детям старшего дошкольного возраста предлагается нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует усвоению содержания, последовательность развития событий.
Именины произведения. Книги-юбиляры. Педагоги с детьми, отмечая круглую дату того или иного произведения, организуют открытые показы, выставки рисунков наиболее понравившихся отрывков текста. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
Литературные викторины. Особое значение в их подготовке придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т. д. Этот прием дает возможность в игровой форме проверять и закреплять детские знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе.
Немаловажную роль в данном вопросе играет создание в возрастных группах ДОУ развивающей предметно-пространственной среды. В центре книги в доступном распоряжении детей атласы, словари, энциклопедии. Для рассматривания книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. Для развлечения и забавы детей — книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой как самоценным видом искусства — классический тип книги. Все это способствует умению дошкольника пользоваться книгой.
Регулярно педагогами оформляются выставки художественной литературы конкретного детского писателя или поэта иллюстрированные разными художниками.
В процессе ознакомления с книгами, их чтении и рассматривании они выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай в старших дошкольных группах работает «Книжкина больница». Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги.
Вошло в традицию в работе ДОУ проведение тематической недели, посвященной книгам автора… Воспитатели совместно с детьми и родителями готовят интересные газеты о любимом авторе, которые, в последствии, оформляются выставкой и ее презентацией.
Дошкольники с большим желанием принимают участие в художественно-изобразительном творчестве на тему : «Я рисую сказку.»
Способствует привитию любви к книге и такой вид деятельности с детьми, как изготовление книжек-малышек.
Использование художественного слова в организации режимных моментов (на прогулке, рассматривая осенний листок воспитатель с детьми читает стихи об осени. Умывая малыша, вспоминает детские потешки….
Педагоги ДОУ строят образовательную деятельность с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Чтобы занятие вызывало у ребенка интерес, было познавательным, эмоционально окрашенным, они вводят персонажи сказок.
Особое внимание уделяется такой форме работы с детьми по формированию интереса к книге, как посещение детской центральной библиотеки. Знакомство с нею проходит в форме интересных экскурсий и презентаций. Дети познакомились с абонементным и читальным залом, с правилами поведения в библиотеке, в читальном зале дошкольники не только знакомятся с книгами и их героями, но и читают любимые стихотворения, смотрят мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвуют в викторинах, мастер-классах, акциях.
Вся работа по формированию интереса дошкольника к детской художественной литературе строится в тесном контакте с родителями воспитанников. Они являются активными участниками всех проводимых в ДОУ мероприятий.
В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям. Родители часто теряются в потоке информации, им порой сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей, и проявить инициативу по оказанию помощи в привлечении ребенка к чтению, знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.
Важнейшей общей задачей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей. Так же на родительских собраниях знакомим родителей с произведениями, рекомендованными образовательной программой, даем рекомендации по организации домашнего чтения.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложное и великое – это книга. Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале.
Художественная литература служит действенным средством всестороннего развития дошкольника, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой.
Показателем успешности литературного образования дошкольников служит : самостоятельное, добровольное обращение ребенка к книге; заинтересованное слушание и участие в беседах; умение обращаться с детской книгой «один на один».
Только совместная работа по принципу «педагог - ребенок – родитель» способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников.