Инна Лихачева
Рекомендации педагога-психолога для речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагога-психолога для речевого развития детей дошкольного возраста
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Публикация «Рекомендации педагога-психолога для речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Что же необходимо делать, чтобы речь ребенка развивалась?
1. Как можно больше общаться с детьми. Обогащать опыт детей положительными впечатлениями во время прогулок, экскурсий, интересных наблюдений в социальной, культурной и окружающей среде. При этом учитывать познавательные интересы и предпочтения детей. Подробнее останавливаться на объектах и явлениях, которые привлекли детское внимание более всего.
2. Рассказывать детям о себе (своем обучении, работе, увлечениях, и людей, окружающих ребенка вне семьи. Чаще делиться с детьми воспоминаниями о прошлом, детстве взрослых, любимых играх, друзьях детства, интересные или сложные жизненные ситуации. Предлагать детям поиграть в любимые игры знакомых людей, почитать их любимые книги, посмотреть любимые фильмы или послушать интересные песни. Попросить малышей описать собственные игры с детьми в детском садуили во дворе, найти в них общее с предпочтениями из своего детства, вместе с детьми придумать новые варианты старых игр и забав.
3. Организовывать специальные языковые игры для развития различных сторон устной речи, можно - с привлечением родителей. Так, для обогащения словаря разными частями речи полезно поиграть в «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, металлические, пластмассовые и др.). Слова», «Вежливые слова», «Веселые / грустные слова», «Спортивные слова» и другие. Здесь важно дать правильную, четкую установку: «Давай вспомним все слова, которые напоминают нам о.». Поупражнять детей в употреблении глаголов будет интересно в игровых задачах «Кто что умеет делать», «Изменения слов» (образование новых глаголов с помощью префиксов, соревновательное упражнение «Кто назовет больше?» Стимулировать поиск существительных-названий частей предметов, прилагательных, наречий и других частей речи
4. В повседневной жизни полезно расширять запас слов-обобщений, проводя игровые упражнения «Назови одним словом», «Магазин мебели (одежды, обуви, игрушек, продуктовый, молочный, овощной.)», «Что лишнее?».
5. В общении с детьми следить, правильно ли они согласовывают между собой слова в словосочетаниях и предложениях, своевременно и корректно исправлять ошибки и включать детей в создаваемые взрослым ситуации общения, где надо применить эти умения. Например, поставить соответствующий вопрос (сколько окон в нашей группе? В каком платье пойдешь на день рождения). Или предложить игру («Поиграем-посчитаем» на согласование существительных с числительными, «Кто какой?» На согласование прилагательных с предлогами или существительными). Можно создавать и провокационные ситуации речи, в которых предлагаются образцы неправильной связи слов в высказываниях и которые следует исправить («я мчусь с гора без лыжах» - «я мчусь с горы на лыжах»).
6. Обращать внимание детей на многозначность слов. В определенных ситуациях не терять возможность подумать вместе с ребенком над подбором другого слова вместо сказанного, определением противоположности в действии или качестве, привести пример различных значений одинаковых по звучанию слов. Здесь пригодятся и игры «Скажи иначе», «Дружеские слова», «Скажи наоборот», «Слова-близнецы».
7. В зависимости от конкретной ситуации довольствоваться лаконичными высказываниями детей или побуждать их к построению развернутых реплик. Чтобы приучить говорить распространенными предложениями, следует подавать собственные образцы такого вещания и привлекать детей к игре. Например, в игре «Молчун и балагур» один игрок задает основу предложения, а другой или другие по очереди дополняют ее по слову насколько это возможно: «Стоит дом. - На берегу стоит дом. - На берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит белый дом и т. д.».
8. Не менее интересные игры можно предложить по словообразованию от заданного слова. В частности: построить цепочку слов от слова «учить» (учитель, ученик, обучение, ученый и т. п.); создать названия помещений от названия животного (корова - коровник, свинья - свинарник, курица – курятник)
9. С целью отработки четкой звукопроизношения полезно разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки.
10. Играя в слова, стоит предлагать детям задания на выделение первого и последнего звука в именах, названиях игрушек или других предметов окружающей среды, совместно с малышами определять последовательно все звуки в слове, искать заданный звук в словах-названиях предметов, картинок, действий вокруг себя и т. д. Интересно и посоревноваться на большее количество названных слов с заданным звуком, со звуком в определенной позиции в словах.
Полезно вместе с детьми «манипулировать» звуками, слогами, ударениями в словах, переставляя их. Игры типа «Да и не так» наглядно продемонстрируют детям значение порядка звуков, слогов и места ударения в словах.
11. Начать и впредь поддерживать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне с обсуждением впечатлений, текущих проблем, достижений, планированием совместных мероприятий для взрослых членов семьи и детей. Побудить детей не только к ответам на поставленные взрослым вопросы, но и к самостоятельной их постановке.
12. Приучать детей быть вежливыми в разговоре, беседах со взрослыми и детьми. Подавать пример того, как нужно вести диалог за столом, в гостях или при гостях, по телефону. Практиковать ненавязчивый анализ текущего диалога с помощью вопросов «Внимательно ты меня слушал?», «Что тебе непонятно?», «Какие у тебя есть вопросы ко мне?» и др.
13. Использовать возможности семьи для привлечения детей к составлению связных рассказов: описание игрушки или блюда, которые понравились в гостях; описание воображаемых вещей (автомобиля будущего, фасонов бальных платьев для Золушки, комнаты Незнайки и Знайки) рассказы по сериям семейных фотографий (о новогоднем празднике в детском саду, летнем отдыхе) или картинок из детских комиксов; перевод литературного произведения с собственными импровизациями за миниатюрами диафильма, иллюстрациями в книге, составление рассказов-суждений, рассуждений, объяснений после просмотра спектаклей, телепрограмм, поездок, общения со взрослыми и детьми во время отпуска, пребывания где-либо и т. п. Делиться с детьми своими впечатлениями, выводами, отношением по поводу прочитанного, увиденного, пережитого.
14. Читать детям произведения детской художественной литературы и детские журналы. Интересоваться новинками книжного рынка и периодики для дошкольников, привлекать детей к их выбору и приобретению. Заниматься домашней библиотекой, поручать детям уход за книгами, наведение порядка на полках.
Использование данных способов по активизации речевого развития детей дошкольного возрастапозволит достичь хороших результатов по обогащению и становлению правильной речи ребенка.