Юлия Кутырева
Рекомендации к организации обучающей среды для детей с гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.
Публикация «Рекомендации к организации обучающей среды для детей с гиперактивностью» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и объясняется многогранность проявлений синдрома. Для успешного усвоения образовательной программы, необходима комплексная работа со стороны педагогов и родителей. В этой статье, представлю рекомендации для педагогов.
Рекомендации к организации обучающей среды для детей с гиперактивностью
1. Учитывать особенности физиологии ребенка, не ожидать от него того, что невозможно принципиально.
2. Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
3. Задания следует разъяснять персонально или писать на доске,- ни в коем случае не сопровождая ироничным пояснением.
4. Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай». Искренние попытки соблюдать дисциплину и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности.
5. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а занятия проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.
6. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через временные интервалы разрешайте ему вставать и ходить по группе, двигательная разрядка.
7. Подкрепление положительного поведения, игнорирование деструктивного, если оно не опасно для окружающих (обучающиеся с ММД более других нуждаются в похвале).
8. Обеспеченье возможностью быстрого обращения за помощью.
9. Предупреждение хаотичности деятельности.
10. Ограничение количества заданий.
Ограничение времени письма. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ.
11. Вместо того чтобы писать на доске, ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.
12. Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы.
13. Принцип лаконичности формулировок, иллюстраций, не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.
14. У Обучающихся с ММД часто возникает проблема с закреплением материала. Запоминание будет более легким, когда от обучающегося не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то.
15. При объяснении любого материала, необходимо опираться на точный алгоритм действий.
16. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках.
17. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше “проиграть” его с детьми.
18. Если педагог видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.
19. Для детей с ММД, на фоне дефицита внимания гиперактивности, не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения - сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей, отрицательные эмоции снижают работоспособность.
22. Монотонная неинтересная работа утомляет детей с ММД.