Анна Котовчихина
Рекомендации для воспитателей ДОУ «Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС дои ФОП до«
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие дошкольников способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Публикация «Рекомендации для воспитателей ДОУ „Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС ДОи ФОП до„» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Одним из условий успешного сенсомоторного развития дошкольников является созданная предметно-пространственная развивающая среда, которая в контексте требований ФГОС дошкольного образования, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и пронизана сенсорными ощущениями.
Только благодаря созданию в детском саду и в группе единого образовательного пространства на полисенсорной основе (когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств, осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников и достижение определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тактильные ощущения, перцептивные действия; крупная и мелкая моторика, зрительно – моторная координация; умение созерцать предметы окружающего мира и явления природы, классифицировать предметы по общим признакам, направляя свое внимание на более тонкое различение их качеств; закреплены знания о хроматических и ахроматических цветах.
Оборудованием, направленным на сенсомоторное развитие, пронизано все пространство дошкольной образовательной организации и группы. В течение дня, во всех режимных моментах, в специально организованной образовательной, самостоятельной или совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми незримо проходит процесс сенсомоторного развития.
Для расширения зоны познания и обогащения чувственного опыта ребенка в условиях группового помещения детского сада создаются сенсомоторные уголки, включающие в себя игры и пособия для развития зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов, центры «песок-вода», дидактические столы с наполнителями (группы раннего возраста, уголки экспериментирования (дошкольные группы).
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Функции сенсомоторного уголка в группе:
- для стимулирование сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
-снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоциального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- развития и активизации речи детей;
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Примерное содержание сенсомоторного уголка в группе:
ЗРЕНИЕ
- Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы,
любые приспособления с интересными световыми
эффектами.
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения и т. д.).
- Цветовые пятна-кляксы различной формы.
- Разноцветные полупрозрачные шарфы.
- Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
- Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы ребенок должен их найти).
- Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, вечные двигатели.
СЛУХ
CD и видеодиски со звуками:
- Домашние животные и птицы.
- Животные жарких стран.
- Звуки транспорта.
- Звуки природы: крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотания кузнечиков; звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т. д., звуки грозы, шелест листьев и т. д.
Приспособления для создания звуков:
- Шуршалки.
- Гремелки.
- Свистушки.
- Необычные музыкальные инструменты.
- Любые приспособления, издающие интересные звуки.
ОСЯЗАНИЕ
- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой.
- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
- Выпуклые буквы, цифры.
- Разные по форме мелкие предметы.
- Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
ОБОНЯНИЕ и ВКУС
- Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)
в разнообразных закрытых емкостях.
- Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных
раскрасок для подачи детям различных вкусов.
- Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).
Сенсомоторные уголки группы могут также включать в себя:
-Книжки тактильные можно сделать своими руками
-Игрушки для развития слухового внимания
-Игры на развитие осязания
-Игры с прищепками
-Пальчиковый театр
-Игрушки из упаковки киндер-сюрпризов
-Рамки-вкладыши
-Игры по типу Монтессори – материалы: -шнуровки
-Сенсорные панно, сенсорные дорожки, -коврики для развития тактильных ощущений
-Игрушки из пробок
-Бизиборд
-Тактильно-звуковые игрушки
-Сенсорные игрушки в интерьере группы: -сенсорное дерево, черепаха и др.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка в группе:
1). Доступность (уголок находится в удобном, доступном месте для детей, представленные игры и оборудование легки в использовании);
2). Безопасность (всё оборудование уголка изготовлено из экологически чистых, безвредных материалов и безопасно в использовании);
3). Креативность (яркость, привлекательность, необычность оборудования; творческий подход при создании и размещении уголка);
4). Разноплановость (присутствие оборудования и развивающих игр для развития всех анализаторов);
5).Разнообразие объектов (наличие оборудования и развивающих игр, изготовленых из разных материалов, разнообразного содержания и т. д.).
При организации сенсомоторного уголка следует учитывать возрастные характеристики и уровень сенсомоторного развития детей группы.
Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсомоторного развития:
1) В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.
Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте:
- Складывается акт рассматривания предметов;
- Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;
- Устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
- Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.
2) В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия остаются очень несовершенными.
Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве:
- Складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;
- Возникает представление о свойствах предметов;
- Освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.
3) В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.
Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:
- зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.
Также следует уделить внимание созданию авторской концепции оформления сенсомоторного уголка, чтобы дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.
(Так, к примеру, могут появиться разные по тематике и содержанию сенсомоторные уголки: «Умелые ручки»; «Волшебная страна разноцветья»; «Крышкоград»; «Семицветик»; «Умные пальчики» и другие.
Совместная деятельность воспитателя и детей вне непосредственно
образовательной деятельности в сенсомоторном уголке:
• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты, работа в раскрасках – штриховка,и т. д. ;
• лепка из глины, пластилина, теста;
• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
• застёгивание и расстегивание пуговиц;
• всевозможные шнуровки;
• нанизывание колец, бус, бисера, на тесьму;
• работа с ножницами: вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
• конструирование из бумаги (оригами);
• игры с цветными клубочками ниток, макраме (плетение из ниток, веревок);
• собирание пазлов;
• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
• использование массажных мячей
• «Шариковые» ванны»
• «Осязательные ванны»
• тактильные панно
• «Сенсорная тропа для ног»
• самомассаж, пальчиковая гимнастика
• игры с водой, песком
• дидактические игры
• подвижные игры