Евгения Шершнева
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
▼ Скачать
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем :
Публикация «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
• Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей : чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
• В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
• Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
• В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
• Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.
Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам,
считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Весь адаптационный период проходит с участием психолога.
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие В семье В детском саду
Ведение адаптации Поступление детей в соответствии с графиком приема детей.
Укороченное время пребывания в детском саду.
Соблюдение рекомендаций по адаптации Ведение адаптационных листов.
Ежедневное наблюдение педагога-психолога.
Режим По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. Соблюдение гибкого режима.
Питание Сбалансированное и рациональное питание.
Привитие навыков самостоятельности. Привитие навыков самостоятельного приема пищи.
При отказе от питания не кормить насильно.
Гимнастика и массаж По возрасту.
Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. Занятия, соответствующие возрасту.
Закаливание Закаливание по любой методике. Закаливание по щадящей схеме в учреждении.
Воспитательное воздействие Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия.
Профилактические прививки По календарю профилактических прививок, не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад. По окончании адаптационного периода.
Профилактика фоновых состояний По рекомендации врача. По рекомендации врача, педагога-психолога.
Диспансеризация Прохождение диспансеризации 1 раз в год. Выполнение назначений и рекомендаций врачей-специалистов.
Анализы и оформление медицинской карты Анализ крови, мочи, кала на яйца глист и кишечную группу. По плану врача.
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад
Уровень адаптации Симптоматика адаптации
Легкая Поведение - нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.
Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми
Средняя Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Тяжелая Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается, отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.
Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке.
Нервно-психическое развитие детей третьего года жизни
Линия развития Показатели
2 года 6 месяцев
Сенсорное развитие Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Общие движения Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см.
Игра В игре действует взаимосвязано, последовательно выполняет 2-3 действия.
Активная речь Строит предложения из трех и более слов.
Навыки Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Самостоятельно использует горшок по напоминанию взрослого.
3 года
Сенсорное развитие Называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Общие движения Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом.
Игра В игре исполняет роль.
Активная речь Употребляет сложные предложения.
Навыки Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Какие самые распространенные ошибки родителей, которые те делают в период адаптации ребенка?
- в последние дни перед приходом в детский сад или с первых дней посещения, начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду : отнимать от груди, забирать соску-пустышку, снимать памперсы. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за полтора-два месяца до посещения, либо после привыкания. Если педагоги будут настаивать, то устраните это только в детском саду, а дома, особенно ночью ребенок должен чувствовать себя комфортно. Дополнительная стрессовая ситуация только навредит ему. Педагогам также можно пояснить, что вашему ребенку педиатр или психолог не рекомендует именно в этот период устранять привычки. Но Вы этим займетесь обязательно, как только ребенок привыкнет к детскому саду;
- болезненно реагируют на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой, вообще не ходить в детский сад : обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Когда мы иногда не хотим идти на работу, мы сами себя уговариваем, стыдим. Ребенок так сделать не может, для этого у него есть родители, которые не должны соглашаться на уговоры ребенка и мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты – в детский сад…». Самая большая ошибка – уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле – болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома.
Как лучше вести себя с ребенком, когда он только пошел в детский сад?
Прежде всего, спокойно и уверенно. Не тревожиться по пустякам. Нормально, если ребенок плачет в Вашем присутствии и быстро успокаивается, когда Вы уходите. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей. Разрешите свои тревоги с работниками детского сада в отсутствие ребенка.
Ребенку в группу в первые дни можно давать свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна придти (перчатка, сумочка, платок). Некоторые специалисты рекомендуют давать ключ от квартиры, без которого они не смогут зайти домой (на самом деле, это может быть не тот ключ, но следует сделать вид, что Вы открываете ключом квартиру); или написать записку, когда мама сможет забрать ребенка. Эту записку ребенок носит в кармане, и, хотя читать не умеет, она доставляет ему удовольствие и вселяет спокойствие.
Дома постараться побольше общаться с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи (или сделав их заранее). Он все равно Вас вынудит с ним общаться, поэтому лучше это спланировать заранее. Расспрашивайте о детском саде, выражайте удовольствие его поведением, поделками, настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где сможешь кататься на горке, качаться на качели, посмотреть хомячков».
Обязательно выполняйте свои обещания, если пообещали забрать пораньше, после сна. Для объяснения, дробите процесс на составные части: покушаете, поспите и я сразу же приду. В первые дни лучше забирать раньше всех, пока ребенок не начал плакать от обиды, что других детей забирают, а его – нет.
Правда ли, что причиной плохой адаптации у детей являются родительские конфликты?
Конфликты родителей всегда тревожат ребенка, а в период адаптации к детскому саду – тем более. Если родители конфликтуют со дня его рождения – это для него привычная ситуация. Это его жизнь. Важно, чтобы конфликты не выходили за рамки привычной ссоры, не пугали ребенка. Не рекомендуется менять жизненную ситуацию: разводиться, переезжать – это усилит негативную сторону адаптационного процесса.
Очень часто ребенок реагирует на детский садик тем, что начинает часто болеть. Чем можно это объяснить? Задействованы ли здесь какие-то психологические факторы?
Помимо того, что ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает, работают и психологические факторы заболеваний в период адаптации :
- Заболевание как способ остаться дома, как объективная причина не ходить в детский сад и оставить дома маму, которая, естественно, не пойдет в случае болезни малыша на работу.
- Заболевание ребенка в детском саду может быть связано со смещением вины с родителей на педагогов. Родители сами часто испытывают вину за то, что вынуждены отдать ребенка в детский сад. Заболевание ребенка, так как ребенок находится дома, частично помогает снять с себя чувство вины и переместить его на педагогов ДОУ.
Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни :
Уши могут сигнализировать о нежелании слушать; горло – говорить; больной нос может означать выделение накопленного раздражения; больной живот может быть связан с внутренним страхом; голова – с внутренним конфликтом; ноги – с нежеланием куда-то идти; дыхание – с удушающей атмосферой; болезни почек могут быть связаны с удерживанием раздражения внутри, неумением его выражать.
Насколько по-разному проходит адаптация для мальчиков и для девочек?
Девочки привыкают к детскому саду быстрее, чем мальчики. У мальчиков повышенная привязанность к маме. Поэтому им лучше пойти в детский сад в два с половиной или даже три года. Девочки могут ходить в садик с двух лет.
Мальчикам для устранения излишней привязанности необходимо проводить подготовку по снижению привязанности: игры в прятки, обучение деловой игре, увеличивать периоды самостоятельной игры в отсутствие мамы. Общение с другими взрослыми (даже у близких родственников могут быть другие правила) – это тренинг новых правил. Можно на день-другой оставлять с ними; тренинг контактов с другими детьми – на прогулке, в гостях, посещение общественных мест.
Можно ли выделить разные типы детей по способу адаптации?
• Дети с повышенной тягой к активной деятельности (пассионарные дети). Приходя в группу детского сада, они не сами подстраиваются под условия детского сада, а пытаются менять эти условия под себя: организуют деятельность (для себя и для других, громко плачут (другие заражаются их плачем и «подхватывают» плач). Но в целом, они быстро привыкают к изменению обстановки, видят в окружающих друзей, с которыми можно что-то делать (привыкание длится около двух недель).
• Дети с умеренной тягой к деятельности (персистентные дети). Они терпеливо привыкают к новым условиям, усваивают новые правила, подстраиваются под них, перестраивают свои привычки. На это уходит достаточно много времени. Случаются различные заболевания, как проявление внутреннего конфликта между ребенком и окружающей средой (привыкание продолжается около двух месяцев).
• Дети со сниженной тягой к деятельности (субпассионарные дети). Ближайшее новое окружение рассматривают как противников, от которых надо защищаться. Энергии не хватает, приспособление идет сложнее. Эти детки чаще болеют. Их болезни отличаются длительностью и осложнениями (привыкание в данном случае длится до четырех месяцев или более, в зависимости от заболеваний).
Сколько времени может занимать адаптация?
В норме, период адаптации длится полтора месяца и делится на следующие периоды :
• Острый период (две-три недели)
• Подострый период – 20-40 дней.
• Период компенсации – через полтора месяца.
Первое время возможен даже регресс ребенка на более младший уровень: возможна потеря навыков пользования туалетом, речи, хождения, нарушение аппетита и сна.
Следует особое внимание уделить самому первому, острому периоду.
Не сразу с первого дня следует оставлять ребенка надолго одного в детском садике. Режим дня малыша можно организовать следующим образом:
• 1 неделя: ребенок находится в садике полтора-два часа с 10 до 12. Завтрак – дома, а после прогулки – домой.
• 2 неделя: после прогулки добавить обед. Малыша не следует оставлять одного на тихий час.
• 3 неделя: ребенка можно оставлять на тихий час, но следует забирать раньше, одного из первых.
Каковы признаки дезадаптации ребенка к детскому садику?
Основные признаки дезадаптации :
- неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей) или наоборот – полная апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе. Замирание всех жизненных процессов: не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;
- длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней, или смена одного заболевания другим;
- глубокий регресс ребенка в развитии : утрата прежних привычек и нежелание к ним возвращаться даже после четырех месяцев (самый длительный период адаптации).
Дезадаптация может наступить, если:
- ребенок был болезненный и до посещения детского сада (в таком случае следует оздоравливать задолго до посещения детского сада и посещать специализированный детский сад);
- ребенок сильно привязан к родителям (нужно менять стиль взаимоотношений);
- ребенок гиперопекаем (бабушки, болезненность ребенка, поздний, единственный);
- с ребенком сохраняется эмоциональный тип взаимоотношений и не введен деловой стиль – учить играть вначале игрушками, а затем уже – с детьми;
- в семье нет положительного настроя на детский сад : это приводит к нагнетению отрицательного отношения к дошкольному образованию;
- если сами родители очень тревожны или имеют свой негативный опыт посещения дошкольного учреждения (в таком случае родителям следует прорабатывать свое собственное напряжение, выявлять причины своего беспокойства и проговаривать его в отсутствие ребенка психологу, подруге, врачу, мужу);
- родители не хотят менять свой удобный и устоявшийся стиль жизни;
- ребенок по своей природе замкнут, застенчив, и тревожен.
В каких случаях лучше обратиться за помощью к специалисту?
К специалисту стоит обратиться в следующих случаях:
- Если у родителей образуется повышенная тревога по поводу предстоящего посещения дошкольного учреждения или по поводу уже начавшегося посещения детского сада, а специалисты детского сада не могут оказать Вам помощь: разъяснить, успокоить.
- Если ребенок начал болеть (страдает физическими расстройствами) или тоже, как родители, проявляет повышенную тревогу по поводу посещения дошкольного учреждения (страдает расстройствами психологическими).
- Не обязательно ждать тяжелых проявлений адаптации : если родители обеспокоены процессом адаптации, а другими средствами не удается снять тревогу, следует обратиться к психологу, который индивидуально поможет разрешить проблему, настроить и родителей и ребенка на позитивное восприятие детского сада, распознать причины тревог и вовремя их устранить.