Оксана Васильева
Рекомендации для родителей «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОГОВОРИМ О ВОСПИТАНИИ БЛАГОДАРНОСТИ
Красивое слово благодарность означает «дарить благо». Благо - это добро. Получается, что благодарный человек - это тот, кто дарит добро. Чаще всего мы благодарим кого-нибудь за что-то, и мы говорим: «Спасибо», «Благодарю». Мы как бы отвечаем за добро добром. И это правильно, это справедливо - на добро нужно отвечать добром. Но можно ли благодарить кого-нибудь, то есть дарить добро, не только за добро, но и за зло? Трудный вопрос. Поблагодарить за зло - значит ответить добром на зло. Если так поступить, то зла станет меньше, ведь, если ответить на зло злом, значит, прибавить к чужому злу свое, то есть увеличить зло. А если ответить добром - значит уменьшить зло.
Темочки:
А как вы думаете: что может сделать человека, делающего зло чуточку лучше?
Что может ему больше помочь наше зло или наше добро? Конечно, добро. Если бы мы так поступали, то зла становилось бы меньше.
Если мы думаем, что зло сильное, а добро слабое, мы ошибаемся. Наоборот, добро сильней зла, и, если человек отвечает на зло добром, это очень сильный человек. Ведь так поступить не каждый может, для этого нужна большая сила добра, сила души. Такой человек не боится зла, он жалеет того, кто причиняет другим зло. Зло - слабость, и ее нужно победить. Самое главное победить не кого - то, а самого себя. Того, кто это мог сделать, в древности называли Победителем.
Итак, благодарный человек это сильный, добрый человек Благодарными могут быть не только люди, но и животные. Известно много случаев, когда благодарные собаки, лошади спасали своих хозяев.
О случаях благодарности хорошо описано в сказках. В сказке «Царевна -лягушка» медведь, утка, щука и заяц ответили благодарностью Ивану -царевичу за то, что он сохранил им жизнь. В сказке «По щучьему веленью» щука благодарит Емелю за доброту, а, в «Сказке о золотой рыбке» благодарная рыбка исполняет почти все желания старика.
В сказке «Лиса, заяц и петух» заяц благодарит петуха за то, что он помог прогнать из его домика лису-плутовку. Читая детям такие сказки, обращайте внимание детей с помощью вопросов на хорошие, справедливые поступки героев, обсуждайте их вместе с малышом. Сделайте рисунки с ребенком, нарисуйте сердце, а в нем тех, кого ваш ребенок хотел бы поблагодарить. Итак, постепенно у вас будет собираться альбом нравственности.
ПОГОВОРИМ О ПОСЛУШАНИИ РЕБЕНКА
Послушание маленького ребенка является основой развития у него драгоценного качества - дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к педагогу, родителям, старшим членам семьи, стремление следовать их требованиям, учиться вести себя нравственно. Там, где нет послушания, нет дисциплины, поведение ребенка становится трудно управляемым, и по мере взросления он перестает уважать старших, прислушиваться к их требованиям. Очень важно то, чтобы малыш, выполняя эти требования, понимал, почему они необходимы.
Малыш с большей готовностью слушается тогда, когда осмысленно воспринимает распоряжение. Если он чувствует бездоказательность запрета, то может вступить в пререкания, капризничать, упрямиться. Этим самым он выражает протест против непонятного ему распоряжения. Дети очень активны, когда ребенок чем-то занят, ему некогда шалить, капризничать. Его энергия расходуется на полезное дело. Участвуя в играх малыша, взрослые имеют большую возможность руководить детским поведением. Игра является средством для формирования послушания. Надо иметь к ребенку единые требования со стороны взрослых членов семьи.
С детства зачастую ребенок слышит: нельзя, не тронь. Из-за нашей занятности нам некогда спокойно последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя!» -ребенок подчинился. А дальше что? Или безропотно подчиняется приказанию или делает все наоборот. Нам необходимо помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства. Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость или лицемерие. Надо принимать ребенка таким, каким он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не примем, он будет сопротивляться и все наши усилия ни к чему не приведет. Веселого и благополучного ребенка любят все, а от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании. В нравственном воспитании малышей должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только в этом случае у ребенка возникнет состояние эмоционального благополучия.