Ирина Халамеева
Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Фольклор -
как средство воспитания младшего дошкольника.
Мы все родом из детства. Каждый из нас, услышав знакомые из детства слова,Ладушки-ладушки. ”: “Жили -были. ” и т. д. вспоминает материнскую ласку, тепло и беззаботную жизнь. Детский фольклор еще на ранних этапах жизни приобщает детей к художественной литературе, развивает речь, обогащает ее. Он имеет огромное познавательное и воспитательное значение.
Публикация «Фольклор как средство воспитания младшего дошкольника» размещена в разделах
Произведения народного фольклора, обогащают словарь ребенка, способствуют развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха, дают образцы для составления описательных рассказов.
С самого раннего детства у родителей есть возможность приобщить ребенка к малым формам фольклора.
В наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства людей, а значит, и их детей. Но благодаря фольклору родители, с ранних дней жизни ребенка могут легко устанавливать с ним эмоциональный контакт.
В. А. Сухомлинский считал сказки. песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Мамин ласковый голос рассказывающий прибаутки, потешки вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного творчества для выражения своей нежности, заботы, веры в ребенка.
Фольклор - это народная мудрость, поэзия и культура народа.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни народа прежде всего и являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: пестушки, потешки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за малышом.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с егопальчиками,ручками)
Заклички - обращения к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - литературный жанр, незаметно обучающий детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят ребят.
Докучные сказки – это сказки, у которых нет конца.
Малые фольклорные формы хорошо использовать в период адаптации ребенка к новым условиям. Во время расставания с одним из родителей можно переключить внимание ребенка на игрушку:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючка.
Или
Киска,киска, киска брысь
На дорожку не садись.
Или
Петушок, петушок.
Золотой гребешок.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладошки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это радует ребенка, забавляет, а также организовывает его поведение.
Потешка помогает устанавливать контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.
Умывание-
Водичка-водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Причесывание-
Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят,
Все волосики в ряд.
Помогает потешка во время кормления
Ну-ка, ну-ка,ну-ли!
Не ворчите вы кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите,
Нашу детку покормите.
Во время купания малыша можно рассказывать –плескалочку.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.
А если ребенок плачет прочитайте - утешалочку
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари.
Когда у малыша что-то болит прочитайте другую утешалочку
У волка боли,
У зайца боли,
У медведя боли,
А у Сашеньки не боли.
Большое значение имеют народные песенки - колыбельные. Они погружают ребенка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голосом.
Баю-баю- баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли, люли, люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Стала детка засыпать
Просыпается ребенок - расскажите ему
Потягу- потягунюшки,
Порасту- растунюшки,
Ножки ходунюшки,
Ручки хватунюшки.
В роток говорок,
А в головку разумок.
Следует обратить внимание роителей на использование детского фольклора в играх с детьми. Игры дают возможность сделать процесс воспитания малыша интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели!
Или
Ехали мы, ехали
В город за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
Да в яму бух!
Раздавили сорок мух.
Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо начинать сказку с присказки: "Сказка, сказка, прибаутка…", а заканчивать словами: " Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! "
Сказка помогает детям в развитии связной речи, формирует способность пересказа, составления рассказа о предмете, дает детям возможность почувствовать себя героем сказки.
Фольклор является уникальным средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Приобщение ребенка к произведениям устного народного творчества начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения, Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.