Татьяна Колесниченко
Рекомендации для родителей по закреплению лексических тем в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
На этой неделе мы работаем по теме «Перелетные птицы. Подготовка их к отлету»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы
1. Побеседовать о птицах:
- выучить с ребёнком названия перелётных птиц (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка) и уточнить их отличительные признаки;
- повторить основные признаки по которым птицы объединяются в понятие «ПТИЦЫ» (покрыты перьями, имеют крылья и умеют летать, вылупляются из яиц);
Публикация «Рекомендации для родителей по закреплению лексических тем в подготовительной группе» размещена в разделах
- уточните, почему птицы называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка – это перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия корма и холода в наших краях).
2. Понаблюдайте за перелетными птицами на прогулке в парке или сквере, послушайте их пение. Обратите внимание ребенка на грачиные гнезда и скворечники.
3. Объяснить значение слов: стая (группа птиц, «семья», гнездо («дом», который птицы сами вьют-строят из веточек, а потом откладывают и высиживают яйца, скворечник («дом» для птиц, который построили люди из досок, птичьи трели (звонкое птичье пение, вить (строить, высиживать (сидеть на яйцах, согревая их теплом своего тела, чтобы вылупились птенцы).
4. Прочитайте ребёнку сказку «Гуси-лебеди», «Серая шейка»
Предложите ребенку дидактические игры:
Д. И. «Один-много» поможет не только запомнить название птиц, но и научит преобразовывать слово из ед. ч. во мн.
Взрослый называет птицу с опорой на картинку, чтоб название и образ птицы были перед глазами и слово-название не звучало как бессмыслица, а ребенок изменяет слово, во мн ч.
Грач – грачи, скворец - скворцы, журавль - журавли, ….
Д. И. «Назови ласково» поможет не только запомнить название птиц, но и будет тренировать в преобразовании существительных в уменьшительно-ласкательную форму. Не всех птиц получится назвать ласково, но некоторых можно:
Скворец-скворушка, журавль – журавушка, утка- уточка, лебедь- лебёдушка, трясогузка – трясогузочка, кукушка – кукушечка
Д. И. «Кто прилетел?» поможет активизировать словарь по теме.
Взрослый показывает картинку, а ребенок её называет
Д. И. «Кто улетел?» поможет активизировать словарь по теме и развить зрительное внимание и память.
Взрослый показывает 4-5 картинок с изображением перелетных птиц, называет их вместе с ребенком, далее просит закрыть ребенка глаза или отвернуться и убирает (или закрывает) 1 картинку. Ребенок должен угадать какая птица улетела.
На этой неделе мы работаем по теме «ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы
Тема: «Грибы»
1. Повторите с ребенком названия грибов: боровик, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, волнушка, сыроежка, лисичка, груздь, мухомор. Покажите ребенку картинки с изображением этих грибов.
2. Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из грибов.
3. Попробуйте вместе с ребенком разделить названия грибов на слоги: бо-ро-вик, мас-лё-нок, вол-нуш-ка, ли-сич-ка, му-хо-мор.
4. Образование множественного числа существительных.
Боровик - боровики. Сыроежка -
Подосиновик - Лисичка -
Волнушка - Мухомор –
Запишите ответы ребенка.
5. Согласование прилагательных с существительными.
Боровик (какой) - … (крепкий, съедобный, вкусный)
Мухомор - …
Лисичка - …
Сыроежка - …
Запишите ответы ребенка.
6. Предложите ребенку нарисовать понравившийся ему гриб.
Тема: «Ягоды»
1. Покажите ребенку картинки с изображением ягод и повторите их названия: черника, ежевика, брусника, клюква, земляника, малина. Расскажите ребенку где растут эти ягоды.
2. Образование относительных прилагательных.
Варенье из малины. - Малиновое варенье.
Компот из земляники. – Земляничный компот.
Джем из черники. – Черничный джем.
Повидло из брусники. – Брусничное повидло.
Мусс из ежевики. – Ежевичный мусс.
Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.
3. Согласование числительных с существительными. Предложите ребенку сосчитать:
Одна ягода, две ягоды, три ягоды, четыре ягоды, пять ягод.
Одна веточка, …
Одна корзина, …
Один листочек, …
4. Попросите ребенка нарисовать любую ягоду и рассказать о ней по
плану: как называется ягода, где она растет, какого она цвета, какая она на вкус, что из нее можно приготовить.
На этой неделе мы работаем по теме «Домашние животные и их детеныши.
Содержание домашних животных»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы
1. Прочитайте ребёнку стихотворение. При повторном чтении стихотворения предложите ребёнку договаривать названия детёнышей.
У верблюда есть горбатый верблюжонок.
У серой мышки – маленький мышонок.
У кошки – пушистые котята,
У белки – рыжие бельчата.
У крольчихи – пуховые крольчата,
У собаки – шаловливые щенята,
У коровы – ласковый телёнок,
У свиньи – весёлый поросёнок,
У лошади есть жеребёнок,
У козы – смешной козлёнок,
У овцы – кудрявые ягнята,
А у мамы – конопатые ребята.
2. Побеседуёте с ребёнком о том, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает.
3. Упражнение «Назови ласково».
Пример: кот-котик, кошка-кошечка, котёнок-котёночек.
Пёс-, собака-, щенок-…. Козёл-, коза-, козлёнок-… .
Бык-, корова -, телёнок-…. Баран-,овца-, ягнёнок-… .
Кот-, кошка-, котёнок-… .
4. Рассказать ребёнку, как называются домики, которые человек построил для домашних животных.
(для коров - коровник, для свиней - свинарник, для коней – конюшня, для овец – овчарня)
5. Упражнение «Кто как голос подаёт?».
Корова – мычит.
Кошка - …
Собака - …
Свинья - …
Баран - …
Лошадь - …
6. Упражнение «Подбери слова». Подбери и назови как можно больше слов-действий.
Собака (что делает)-нюхает, рычит, грызёт, охраняет, …
Лошадь (что делает)-….
Свинья (что делает)-…
7. Стоял дом. В нем жил кот. Однажды к дому кота пришли два брата – одного звали ИК (он был маленький, а другого звали ИЩ (он был очень большой).
У маленького котика был не рот, а (ротИК, не нос, а, не хвост, а, не усы, а, не глаза, а …. у большого кота был не рот, а (ротИЩе, не нос, а,не хвост, а, не усы, а, не глаза, а … .
На этой неделе мы работаем по теме «Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы:
- поговорить с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах;
- вспомнить их названия (игра «Кто больше слов назовёт?», внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище (составить описательную загадку об одном из животных (по выбору ребёнка) по указанному выше плану).
Подобрать как можно больше признаков к предмету:
Волк (какой)-
Медведь (какой)-
Лиса (какая)-
Ёж (какой)-
Заяц (какой)-
Белка (какая)-
Мышь (какая)-
Лось (какой)-
Кабан (какой)-
Бобр (какой)-
Подобрать как можно больше действий к предмету. Медведь (что делает)
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Шерсть, лапы, хвост, ухо, нос, зубы, глаза, уши. Пример: У медведя шерсть медвежья, лапы медвежьи, хвост медвежий, ухо медвежье, нос медвежий, зубы медвежьи, глаза медвежьи, уши медвежьи.
Упражнение «Назови животных ласково».
Пример: Лисёнка называют лисёночком, а лисят – лисятками.
Зайчонка называют, а зайчат - … .
Лосёнка называют, а лосят - … .
Медвежонка называют, а медвежат - ….
На этой неделе мы работаем по теме «Орудия труда, инструменты»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы:
Дети должны усвоить: названия орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны; понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: рабочий инструмент; ножницы, грабли, молоток, лопата, тяпка, дрель, ручка, карандаш, компьютер, указка.
Грамматический строй
1. «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Иголка, топор, конфета, метла.
Шапка, варежки, спицы (вязальные, шарф.
Пила, ножницы, расческа, фен.
Нож, ложка, кисть, поварешка.
Дрель, ручка, автобус, шприц.
Картофель, тяпка, свекла, морковь.
Ручка, карандаш, портфель, линейка.
2. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один топор, три топора, пять топоров
(нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен)
3. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Топор - топорик
(кисть, пила, молоток, тяпка, карандаш, ручка, грабли, ножницы, иголка, отвертка, лопата)
4. «Назови действие» (подбор слов – действий к словам)
Иглой (что делают) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку); кистью - …; граблями -.
Связная речь
Составление рассказа – описания об инструменте по плану:
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?
На этой неделе мы работаем по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материал»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы:
Рассмотрите с детьми мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении, о материалах, из которых она сделана.
Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:
"Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё".
- рассмотреть вместе с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;
- назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, спинка, дверца, внешние признаки (цвет, форму, материал, из которого она изготовлена;
- объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;
- рассмотреть мебель в иллюстрациях журналов, книг;
- попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, кровать, платяной шкаф, диван); для чего нужны разные столы (обеденный, письменный, кухонный); чем отличается стул от табуретки, от кресла;
- сходить с ребенком на экскурсию в ближайший мебельный магазин.
Дидактическая игра «Назови, какой…»
Шкаф сделан из дерева, он -…деревянный
Кровать сделана из железа, она -…железная
Диван сделан из кожи, он - …кожаный
Стул сделан из пластмассы, он - …пластмассовый
Дидактическая игра «Посчитай мебель»
Один стул, два стула, три стула, пять стульев
Одна кровать, две кровати, пять кроватей
Одно кресло, два кресла, пять кресел
Один шкаф, два шкафа, пять шкафов
Вырезать из журналов и наклеить в альбом различную мебель.
На этой неделе мы работаем по теме «Наша Родина-Россия»
Родителям рекомендуется для закрепления с детьми лексической темы:
1. Побеседуйте с ребёнком.
Россия – это страна, в которой мы живём.
Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.
-Какие народы проживают в России?
-Какой город является столицей нашей Родины?
Глава Российского государства – Президент. Скажи, как его зовут (фамилия, имя, отчество).
- Почему мы называем Россию Родиной?
- Почему мы зовём Россию Матушкой?
2. Нарисуй свою малую Родину.
Это могут быть твой город, дом или улица, твоя семья или друзья.
3. Расскажи, кто изображён на гербе России?
Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?
Что ты можешь сказать об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу.
Орёл – гордый, свободный…
4. Флаг, как и герб, - символ государства.
- Какого цвета полосы на флаге России?
Нарисуй и раскрась флаг России.
- Какое значение на Руси имел красный цвет?
5. Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского "Наше отечество".
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому что в неё мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
(По К. Д. Ушинскому)
6. Предложите ребёнку выучить наизусть стихотворение.
РОДИНА
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
В. Гусев