Ирина Царева
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка читать» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей.
«Как научить ребенка читать».
Обучение дошкольника чтению, непростой и длительный процесс, который требует от родителей терпения и изрядной доли креативности. Некоторые дети не проявляют интереса в обучении этому навыку. Поэтому чтобы увлечь ребёнка, часто появляется необходимость прибегать к различным вариантам занятий. С чего лучше начать и как грамотно организовать процесс? Прежде чем начать обучать ребёнка чтению, важно определить уровень его интеллектуального развития, обратить внимание на эмоциональную и психическую зрелость. По этим критерием можно понять, насколько дошкольник готов к освоению грамоты. Ведь задача родителей не только научить читать, но и добиться того, чтобы малыш понимал смысл прочитанного. Перед началом занятий убедитесь, что: словарный запас ребёнка соответствует нормам по возрасту; он умеет грамотно составлять предложения, оформлять свои мысли при разговоре; у малыша нет явных проблем с воспроизведением звуков; будущий первоклассник хорошо ориентируется в пространстве, знает понятия «право - лево», «верх - низ». Когда ребёнок будет готов, можно приступать к обучению. Важно, чтобы занятия были регулярными. При этом длительность урока на первых порах не должна превышать 10-15 минут. Постепенно это время может увеличиться до получаса. Чтобы будущему первокласснику было интересно, старайтесь давать задания в игровой форме и ни в коем случае не заставляйте непоседу заниматься, если он не в настроении.
Публикация «Рекомендации для родителей „Как научить ребенка читать“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
С чего начать. Учим звуки. Начинать изучать звуки рекомендуется с гласных : о, а, у, ы. Сначала покажите ребёнку написанную букву. Произнесите долгий звук, например: «а-а-а-а». Предложите малышу повторить за вами. Вместе вспомните слова, которые начинаются с этого звука. Потренируйтесь в написании буквы. Обратите внимание ребёнка на то, что звуки – это то, что мы слышим и говорим, а буквы – пишем и видим. Поищите знакомую букву в словах, пусть малыш покажет её пальчиком. Подскажите, что эти звуки можно спеть, и они называются гласными. Затем приступайте к изучению твё рдых согласных: л, м, н, р. Заранее расскажите малышу, что из-за того, что согласных букв достаточно много, они решили жить в разных городах: в «городе звонких согласных» и «городе глухих согласных». При изучении каждого нового звука обращайте внимание, к какой группе он относится. Показывая ребёнку буквы, чётко произносите соответствующие звуки. Например, не «эл», а «л», не «мэ», а «м». Этот момент очень важен, иначе в дальнейшем при соединении звуков в слоги у малыша возникнут большие трудности. Вместо «мама» дошкольник начнёт читать «мэамэа», и переучить ребёнка будет непросто. После знакомства с твёрдыми звонкими согласными можно переходить на изучение глухих и шипящих звуков. Каждое следующее занятие лучше начинать с повторения предыдущего. В конце урока обязательно закрепляйте пройденный материал.
Учимся читать слоги. После изучения части несложных звуков, можно начинать осваивать слоги. Предложите ребёнку поиграть в машиниста и нарисуйте дорожку от одной буквы к другой. Например, «м» очень хочет встретиться с «а». Чтобы звуки поскорей увиделись, паровозику нужно ехать очень быстро, поэтому читать нужно слитно, а не раздельно. Обратите внимание малыша на то, что согласные с разными гласными читаются неодинаково. Например, Но - На - Ну - Ны - Нэ произносятся твёрдо, а Не - Ня - Ню - Ни - Нё - мягко. Для более лёгкого запоминания пропойте слоги в виде песенок и сравните их. Можно сказать, что первую мелодию спел большой слон, а вторую – маленький слонёнок. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов вместе с ребёнком. Любые ошибки исправляйте сразу. Прежде чем приступать к чтению слов, сформируйте у малыша чёткое понимание того, как звуки соединяются в слоги. Начинайте с несложных сочетаний, таких как ло, на, ру, сэ, постепенно усложняя задание и переходя к слогам, которые начинаются с гласных, например, ел, ом, ун, ар. Выбирайте свой квест!
Складываем слоги в слова. Как только чтение слогов доведено до автоматизма, пробуйте соединять их в слова. Начните с тех, у которых слоги повторяются: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Затем соединяйте различные слоги: «ра-ма», «мы-ло», «но-га». Можно начать читать слова, состоящие из трёх букв. Подбирайте те, что начинаются с простого слога и заканчиваются одной буквой: «ко-т», «ме-л», «но-с», «ле-с» и т. д. Важно, чтобы на этапе прочтения слова, ребёнок понимал, что оно обозначает. Чтобы слово приобретало для малыша смысл, а не было просто набором букв, после прочтения спросите у ребёнка, что обозначает это слово. Если он не знает, то нужно найти картинку, фотографию или видео и показать ему. Где найти? В картинках или видео Яндекса.
Читаем предложения.
Когда ребёнок научится читать и понимать смысл слов, переходите к прочтению простых коротких предложений. На этом этапе пора познакомить малыша со знаками препинания. По ним юный читатель будет ориентироваться, где кончается предложение. Основная сложность в том, чтобы ребёнок не забывал предыдущие прочитанные слова. Поэтому начните с коротких фраз, например, «Маша спит», «Папа идёт на работу». Запомните, вдумчивое и осознанное чтение по слогам важнее, чем беглое и необдуманное.
Как погрузить дошкольника в мир слов? Главная задача родителей, заинтересовать ребёнка, дать ему понять, что читать - это не скучно, а интересно и познавательно. Создавайте игровые ситуации, используйте интересные для непоседы методики. Тогда вы без труда сможете подготовить будущего школьника к новому этапу в жизни.