Светлана Попкова
Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1. Поддерживайте постоянную потребность ребенка в общении со всеми членами семьи. В дошкольном возрасте всегда общение носит экспрессивный, эмоциональный характер. Общение помогает продемонстрировать ребенку, что взрослый его любит, и это очень важно помнить каждому родителю. Способы выражения любви в общении могут быть разными. Например, взгляд, позиция «глаза в глаза» каждому ребенку просто жизненно необходимы и важны постоянно.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жест, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь» и только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
3. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ем «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
4. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят (а).», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».
5. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
– барьер воспитательных традиций) (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
6. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей : для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам). Используйте в этом случае пословицу: «Слово – серебро, молчание золото»; Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности, то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей».
7. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты». Для развития у детей умения общаться без слов предложите им игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками».
Игра «Через стекло»
Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.
Игра «Расскажи стихи руками
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок «рассказывает» его руками:
ЗАМАРАШКА
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин.
Мы на шее лук посадим,
Репу на ладошках,
На щеках картошку,
На носу морковь взойдёт,
Будет целый огород.
8. Для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте художественную литературу. Попытайтесь узнать у детей : чему учит данное произведение? Что хорошего ил плохого в нем? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти с героями? А что плохого?
Старайтесь читать и всегда обсуждать произведения, опираясь на такие вопросы. Кто из героев больше всего понравился? На кого хочется быть похожим? Кого из друзей напоминает персонаж? Как бы ты поступил на месте героя?
Мы предлагаем подборку детской литературы, которая может быть использована для домашнего чтения:
1. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» Формирование представлений о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучение анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию
2. А. Кузнецова «Мы поссорились» Обучение умению понимать причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций
3. Н. Носов «На горке» Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно со сверстниками
4. В. Осеева «Волшебное слово» Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим
5. В. Осеева «Синие листья» Формирование понятия о дружбе, доброте, отзывчивости
6. В. Сутеев «Яблоко» Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях со сверстниками, развитие самооценки воспитанников
7. В. Сутеев «Кто сказал мяу?» Развитие эмоциональной отзывчивости, уважения и доброжелательности к окружающим