Папки-передвижки

Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»

Руденко Оксана
Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»

Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.

Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия, т. е способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т. д.

Публикация «Рекомендации для родителей на тему „Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях“» размещена в разделах

Провожая ребёнка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.

Поэтому, учитывая всё выше сказанное, предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.

Как развивать неречевой слух у детей в домашних условиях.

Дома, во время проведения игр, можно использовать музыкальные игрушки; коробочки, наполненные различными крупами, монетами, бусинами, пуговицами; различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, застёжки- молнии, бумагу и т. п.)

Поиграйте с ребёнком в следующие игры.

«Что звучало?»

Оборудование: погремушка, колокольчик, губная гармошка, дудочка, деревянные ложки.

Ход: Предлагаем ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно лишь на слух без зрительной опоры определить, что звучало.

Число игрушек постепенно увеличиваем.

«До чего дотронулись?»

Оборудование: металическая банка, стакан, бумажная коробка, деревянная шкатулка и т. д.

Ход: С помощью карандаша вызываем звучание каждого предмета, воспроизводим его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Затем ребенок на слух определяет, до чего дотронулись карандашом.

«Что мы делаем?»

Оборудование: бумага, ножницы, чашки с водой, карандаш, молния.

Ход: Объясняем ребенку, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, и рассказать о наших действиях как можно полнее. Затем предметы закрываем ширмой. Режем бумагу ножницами, переливаем воду, мнем бумагу, стучим карандашом о чашку. Ребенок должен рассказать о выполняемом действии. При значительных трудностях звучание повторяем со зрительной опорой.

«Юные барабанщики»

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании или отстукивании. Главной целью является сосредоточение слухового восприятия и внимания.

Детям гораздо интересней и легче отбивать ритм за взрослым барабанными палочками на барабане, если барабана нет, то используем карандаш. Ритмические рисунки даем самые простые, затем усложняем.

«Звучащие шарики»

Оборудование: 4 пары шариков, коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины (фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т. д.)

Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой, а ребёнок должен на слух найти такой же.

Задание вызывает огромный интерес у детей, изменения звука незначительные, а звучание необычное. В тоже время, задание позволяет максимально сконцентрировать слуховое внимание.

«КТО УСЛЫШИТ БОЛЬШЕ ЗВУКОВ»

Играть можно как дома, так и на улице.

Ребёнку предлагается услышать, как можно больше разных звуков (проехала машина, кукует кукушка, кричат дети, шуршит листва, завывает ветер, стучит дождь, хрустит снег и т. д.)

«Кто тебя позвал?»

В эту игру может играть вся семья. Ребёнок стоит спиной ко всем играющим. В это время любой играющий зовёт по имени ребёнка, изменяя голос. Ребёнок поворачивается и отгадывает, кто его позвал.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Эта игра учит ребёнка не только определять направление звука, но и понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».

Ребёнку завязывают глаза, а взрослый звенит колокольчиком около ребёнка с любой стороны. Ребёнок угадывает, где позвонили.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

По дороге домой из д/с или дома поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут закрепить пройденный материал на занятиях.

1.«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Эта игра учит ребёнка выделять заданное слово или звук из ряда других.

1вариант:

Ребёнку даё тся задание: хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.

Например: кот, сок, дом, мак, сок, сок …

2 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» (звуки могут быть разные).

Например: А, У, У, О, И, У….

3 вариант:

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в словах (звуки могут быть разные)

Например: лак, дом, мак, рак, кит, сыр, парк…

2. «НАЙДИ КАРТИНКУ»

Ребёнку даё тся задание: назови слово или покажи картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, (в любых книгах) в названии которых имеется соответствующий звук.

Например: назови слово, где слышишь звук «И». (кит, индюк, ирисы, слива, виноград, улитка, редис и т. д.)

3. «ПРИДУМАЙ СЛОВО»

Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.

Например: Мак – бак

Бак – рак

Лимон – вагон

Дом – гном и т. д.

4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый называет по порядку звуки (количество звуков можно увеличивать, а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.

Например: А,У – У,А

И,О – О,И

О,У,А – А,У,О

П,А – А,П

5. «Отгадай слово»

Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель, цветок или животное.

Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н».

Ответ: АПЕЛЬСИН

6. «Кто больше»

Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук. За каждое правильное слово даётся какая-то фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек. Победителю выдаётся приз, который определит сам взрослый.

7. «Найди общий звук»

Взрослый называет слова (например, со звуком «С» в конце слова: нос, автобус, фикус, квас, ананас, голос, волос, лес) и предлагает ребёнку сказать, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

8. «Цепочка слов»

Взрослый называет слово (например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука (самокат). Таким образом составляется цепочка слов.

Например: автобус – самокат – танк – капуста – апельсин – носки – индюк и т. д.

9. «Где спрятался звук»

Взрослый называет любое слово и просит ребёнка определить, где спрятался тот или иной звук в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Например: ищем звук «Ш» в слове «шапка».

Ребё нок: звук «Ш» спрятался в начале слова.

Мама: где спрятался звук «Ш» в слове «кошка»?

Ребё нок: звук «Ш» спрятался в середине слова.

10. «Назови своё слово»

В эту игру можно поиграть с мячом.

Взрослый называет слово начинающееся с твёрдого согласного звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного.

Например, мама говорит: «рыба»

Ребё нок: «репка»

Мама: «кот»

Ребё нок: «кит»

Затем взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребёнок называет слово с твёрдого согласного.

Мама: «сено»

Ребё нок: «санки»

11. «Какое слово получилось»

В эту игру можно играть с мячом.

Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен закончить слово определённым звуком. Бросая мяч, ребёнок произносит слово, которое получилось.

Мама: со…

Реб. : сок

Мама: гро….

Реб. : гром

12. «Угадай-ка»

Взрослый просит ребёнка угадать какое слово получится из первых звуков данных слов.

Например: Сок, осы, носок – сон

Ключ, обруч, топор – кот

Морс, ананас, кот – мак

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Подвижные игры в домашних условиях в период самоизоляции для детей 5–7 лет и родителей Всех приветствую на своей страничке! Все мы, и взрослые, и дети в данный период самоизоляции вынуждены находиться дома, т. е. в ограниченном.

Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Рекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 летРекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 лет Всем известно, что дети - это маленькие исследователи. Занимательные опыты развивают у детей любознательность, расширяют представление о.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! В период самоизоляции предлагаю вам материал для совместного экспериментирования. Всем известно, что дети - это маленькие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»
Опубликовано: 12 января 2021 в 21:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД