Руденко Оксана
Рекомендации для родителей на тему «Развитие речевого и неречевого слуха у детей в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.
Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия, т. е способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т. д.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Провожая ребёнка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.
Поэтому, учитывая всё выше сказанное, предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.
Как развивать неречевой слух у детей в домашних условиях.
Дома, во время проведения игр, можно использовать музыкальные игрушки; коробочки, наполненные различными крупами, монетами, бусинами, пуговицами; различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, застёжки- молнии, бумагу и т. п.)
Поиграйте с ребёнком в следующие игры.
«Что звучало?»
Оборудование: погремушка, колокольчик, губная гармошка, дудочка, деревянные ложки.
Ход: Предлагаем ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно лишь на слух без зрительной опоры определить, что звучало.
Число игрушек постепенно увеличиваем.
«До чего дотронулись?»
Оборудование: металическая банка, стакан, бумажная коробка, деревянная шкатулка и т. д.
Ход: С помощью карандаша вызываем звучание каждого предмета, воспроизводим его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Затем ребенок на слух определяет, до чего дотронулись карандашом.
«Что мы делаем?»
Оборудование: бумага, ножницы, чашки с водой, карандаш, молния.
Ход: Объясняем ребенку, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, и рассказать о наших действиях как можно полнее. Затем предметы закрываем ширмой. Режем бумагу ножницами, переливаем воду, мнем бумагу, стучим карандашом о чашку. Ребенок должен рассказать о выполняемом действии. При значительных трудностях звучание повторяем со зрительной опорой.
«Юные барабанщики»
Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании или отстукивании. Главной целью является сосредоточение слухового восприятия и внимания.
Детям гораздо интересней и легче отбивать ритм за взрослым барабанными палочками на барабане, если барабана нет, то используем карандаш. Ритмические рисунки даем самые простые, затем усложняем.
«Звучащие шарики»
Оборудование: 4 пары шариков, коробочки из-под киндер сюрпризов, внутри сыпучие вещества с крупинками разной величины (фасоль, горох, манка, бусины, монеты и т. д.)
Ход: взрослый звенит любым, одним шариком (коробочкой, а ребёнок должен на слух найти такой же.
Задание вызывает огромный интерес у детей, изменения звука незначительные, а звучание необычное. В тоже время, задание позволяет максимально сконцентрировать слуховое внимание.
«КТО УСЛЫШИТ БОЛЬШЕ ЗВУКОВ»
Играть можно как дома, так и на улице.
Ребёнку предлагается услышать, как можно больше разных звуков (проехала машина, кукует кукушка, кричат дети, шуршит листва, завывает ветер, стучит дождь, хрустит снег и т. д.)
«Кто тебя позвал?»
В эту игру может играть вся семья. Ребёнок стоит спиной ко всем играющим. В это время любой играющий зовёт по имени ребёнка, изменяя голос. Ребёнок поворачивается и отгадывает, кто его позвал.
«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»
Эта игра учит ребёнка не только определять направление звука, но и понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».
Ребёнку завязывают глаза, а взрослый звенит колокольчиком около ребёнка с любой стороны. Ребёнок угадывает, где позвонили.
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЕВОЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
По дороге домой из д/с или дома поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут закрепить пройденный материал на занятиях.
1.«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Эта игра учит ребёнка выделять заданное слово или звук из ряда других.
1вариант:
Ребёнку даё тся задание: хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.
Например: кот, сок, дом, мак, сок, сок …
2 вариант:
Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» (звуки могут быть разные).
Например: А, У, У, О, И, У….
3 вариант:
Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» в словах (звуки могут быть разные)
Например: лак, дом, мак, рак, кит, сыр, парк…
2. «НАЙДИ КАРТИНКУ»
Ребёнку даё тся задание: назови слово или покажи картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, (в любых книгах) в названии которых имеется соответствующий звук.
Например: назови слово, где слышишь звук «И». (кит, индюк, ирисы, слива, виноград, улитка, редис и т. д.)
3. «ПРИДУМАЙ СЛОВО»
Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.
Например: Мак – бак
Бак – рак
Лимон – вагон
Дом – гном и т. д.
4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Взрослый называет по порядку звуки (количество звуков можно увеличивать, а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.
Например: А,У – У,А
И,О – О,И
О,У,А – А,У,О
П,А – А,П
5. «Отгадай слово»
Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель, цветок или животное.
Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н».
Ответ: АПЕЛЬСИН
6. «Кто больше»
Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук. За каждое правильное слово даётся какая-то фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек. Победителю выдаётся приз, который определит сам взрослый.
7. «Найди общий звук»
Взрослый называет слова (например, со звуком «С» в конце слова: нос, автобус, фикус, квас, ананас, голос, волос, лес) и предлагает ребёнку сказать, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.
8. «Цепочка слов»
Взрослый называет слово (например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука (самокат). Таким образом составляется цепочка слов.
Например: автобус – самокат – танк – капуста – апельсин – носки – индюк и т. д.
9. «Где спрятался звук»
Взрослый называет любое слово и просит ребёнка определить, где спрятался тот или иной звук в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Например: ищем звук «Ш» в слове «шапка».
Ребё нок: звук «Ш» спрятался в начале слова.
Мама: где спрятался звук «Ш» в слове «кошка»?
Ребё нок: звук «Ш» спрятался в середине слова.
10. «Назови своё слово»
В эту игру можно поиграть с мячом.
Взрослый называет слово начинающееся с твёрдого согласного звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет слово, которое начинается с этого мягкого согласного.
Например, мама говорит: «рыба»
Ребё нок: «репка»
Мама: «кот»
Ребё нок: «кит»
Затем взрослый начинает игру с мягкого согласного, а ребёнок называет слово с твёрдого согласного.
Мама: «сено»
Ребё нок: «санки»
11. «Какое слово получилось»
В эту игру можно играть с мячом.
Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен закончить слово определённым звуком. Бросая мяч, ребёнок произносит слово, которое получилось.
Мама: со…
Реб. : сок
Мама: гро….
Реб. : гром
12. «Угадай-ка»
Взрослый просит ребёнка угадать какое слово получится из первых звуков данных слов.
Например: Сок, осы, носок – сон
Ключ, обруч, топор – кот
Морс, ананас, кот – мак
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.