Светлана Генриховна Фролова
Рекомендации для родителей детей 4–5 лет с ЗПР «Особенности детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей детей 4-5 лет с ЗПР.
«Особенности детского экспериментирования».
Детское экспериментирование имеет свои особенности и главным его отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.
Хочется выделить несколько наиболее значимых моментов:
Детское экспериментирование свободно от обязательности.
Публикация «Рекомендации для родителей детей 4–5 лет с ЗПР „Особенности детского экспериментирования“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Мы не можем обязать ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение непринуждённости, свободы.
Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро угас, его можно прекратить ранее запланированного срока.
Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана в процессе детского экспериментирования.
Можно разрешать детям менять условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит от цели эксперимента и не наносит вреда. Например, при изучении свойств магнита запланировано выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства различные преграды. Ребёнку предложено положить скрепки в коробку и передвигать их с помощью магнита, помещенного под дно коробки. Взрослый, поддерживая инициативу, может предложить сделать из скрепок поезд и провести его под мостом, сделанного из детали деревянного строителя.
Если взрослый радуется открытиям ребёнка, одобряет попытки мыслить самостоятельно, то создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребёнка.
Дети не могут работать, не разговаривая.
Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят вслух.
Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека. Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Таким образом, создание возможности проговаривать свои действия нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребенка в дошкольном возрасте.
Напрашивается следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом. Однако при этом следует чётко различать творческое общение и нарушение дисциплины. Из-за неустойчивости внимания дети легко отвлекаются и упускают основную цель экспериментирования.
Нужно учитывать индивидуальные различия между детьми,
реализуя принцип индивидуального подхода к детям.
У одних детей склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще. Рассматривание книжных иллюстраций не компенсирует непосредственного познания мира путем исследования. Не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Единственное, нельзя позволять им ничего не делать.
Следующий важный момент — это право ребенка на ошибку.
Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия. Дошкольники, даже старшие, зачастую указания и объяснения взрослых не воспринимают. Учитывая наглядно-образный характер мышления, целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (сделай так как ты считаешь) Такой методический прием сделает знания детей более осознанными.
Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу.
Воспитателю все время приходится поступать так, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не достаточно сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно.
Вот несколько примеров:
• Работа руками детей. «Сейчас … возьмет палочку и положит ее на бумагу» — говоря так, воспитатель берет палочку и рукой ребёнка кладет ее в нужное место.
• Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам: «Руслан, держи растение. Миша, подсыпай почву с этой стороны. Аккуратнее. Витя, подсыпь почву с другой стороны. Молодцы, вы всё хорошо сделали».
• Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки».
• Помощь воспитателя детям: «Тебе помочь? Давай я подержу растение, а ты обрывай сухие листья».
• Работа воспитателя по указанию детей : «Ребята, что мне надо сделать сначала? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно ли я держу растение. (Взрослый намеренно допускает ошибку, чтобы привлечь внимание детей к самому ответственному моменту.) Сейчас поправим. Теперь ровно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».
• Как приём воспитатель иногда выполняет неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки.
• Непосредственное участие педагога в эксперименте, оставаясь для детей незамеченным, чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.
В крайнем случае, взрослый может восприниматься как один из участников эксперимента, но не как руководитель, который контролирует работу и упрекает за ошибки. Это не просто, так как слишком сильны у нас традиции авторитарной педагогики.
Перечисленные приёмы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок. Этим приемом следует пользоваться осторожно, чтобы, с одной стороны, не вызвать у ребенка чувства обиды; с другой — чтобы не зафиксировать в детской памяти ошибочные действия.
Конечно, чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не имеющее познавательной ценности.
Особого внимания требует соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков.
Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, гуляя на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что на дорожках покрытие твердое, а рядом — на обочине — земля рыхлая. Пришли к выводу: асфальт не может раскопать сильный человек, значит, и слабым растениям трудно через него пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошел незаметно для детей.
В другой раз, рассматривая тень от любого предмета, проводим на песке, (на почве, на полу, на снегу) линию строго по границе света и тени. Через пять минут замечаем, что тень переместилась относительно нашей отметки. Проверяем еще раз — граница смещается опять. Почему тень передвигается? Потому что солнышко ходит по небу (или потому, что Земля вращается). Видите, ребята, мы раньше не замечали движения Солнца (или Земли, а на самом деле это происходит довольно быстро.
Из приведенных примеров можно сделать следующие выводы:
1)в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и обучением. Эксперименты — способ ознакомления детей с ОМ.
2) давая знания детям их приходится дробить. Опыт в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов. Следовательно, в детском саду из отдельных опытов можно формировать циклы, продолжительность которых варьируется в зависимости от объективных и субъективных факторов. Природа настолько интересна для детей сама по себе, что в подавляющем большинстве случаев при ознакомлении с ней не требуется дополнительных внешних стимулов.
Очень важным является конечный этап эксперимента — анализ результатов и формулирование выводов.
Несмотря на то что фиксирование результатов приносит огромную пользу, необходимость фиксировать результат является дополнительной нагрузкой для ребенка. Большинство из дошкольников еще не созрели для восприятия значения условных обозначений.
Специфика данного этапа заключается в том, что дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что понимают. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Отказаться же от формулировки выводов, равно как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности.
В связи с этим в детском саду отчёт об увиденном лучше всего сделать гак, чтобы дети в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия. Воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время, не формулируя выводов самостоятельно.
Таким образом, все «словесные» этапы эксперимента — представляют собой категории, существующие только для воспитателя. Он помнит о них, ориентируется на них в своей работе, но дети об их существовании не подозревают. Они просто что-то делают, о чем-то рассказывают друг другу и взрослому в непринужденной обстановке, во что-то играют.
Анализ результатов экспериментов не должен быть анализом поведения детей и их отношения к работе.
Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами — плохим настроением, ухудшением самочувствия, неспособностью сосредоточиться, отсутствием склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и др. Поэтому нельзя осуждать его за нежелание экспериментировать или за совершение ошибок, или неумение сформулировать выводы.
Эта информация поможет нам успешно включить детей в обучение процессу экспериментирования.