Оксана Баяшкина
Рекомендации для родителей «Беспокойный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Как разговаривать с беспокойным ребенком
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надо-ел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых, бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
2. Не разговаривайте с ребенком между делом, раз-драженно, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
Публикация «Рекомендации для родителей „Беспокойный ребенок“» размещена в разделах
3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на не-сколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почув-ствует ваше внимание, и заинтересованность.
4. Во время разговора помните, что важны тон, ми-мика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте условия для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1. Научиться не придавать «проступку» чрезвычай-ное значение, сохранять спокойствие (не путать с показ-ным спокойствием, когда взрослый всем своим видом да-ё т понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка, не меня-ющиеся в зависимости от ситуации и настроения взросло-го. Нужны требования плюс спокойствие и доброжела-тельность. Ребёнок должен осознавать, что требование – это не прихоть взрослого, а отказ – это не демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ва-ше невнимание к его просьбе.
2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
3. Не отождествлять проступок (нарушение поведе-ния) и ребёнка. Тактика «ты плохо себя ведёшь – ты пло-хой» порочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают роди-телей : «Ты меня любишь?»
4. Обязательно объяснить ребенку, в чём его про-ступок и почему так себя вести нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёп-нуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.