Лариса Тверитинова
Рекомендации для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строго чёткого порядка, при котором язык при произнесении звука занимает только определённое положение этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание становится нечистым, невнятным.
Публикация «Рекомендации для родителей „Зачем нужна артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
В силу чрезмерной подвижности языка или наоборот его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие. Ребёнок растёт, крепче становятся его мышцы. Язык растёт, становится эластичней, гибче и при помощи слуха находит правильное положение. Меньше возникает ошибок при звукопроизношении, совершенствуются двигательные навыки языка, переходя в автоматизм, и ребёнок говорит чисто. А там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, языком закрепляются неверные положения. Поэтому для развития правильного звукопроизношения необходима артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык нуждается в достаточно хорошем развитии, для выполнения тонких целена – правленых движений.
При произнесении определённого звука язык занимает только определенное положение. При малейшем отклонении языка от этого места звук становится нечистым.
Для детей 2 - 4х лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте взрослый помогает малышу достичь правильного звукопроизношения.
Для детей 5-6ти лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять только перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает язык. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически (автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вместе». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.
У Вас всё получится!
Артикуляционная гимнастика (выполнять перед зеркалом).
«Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удерживать в этом положении 10 - 15 сек.
«Заборчик» - губы растянуть в широкую улыбку (все зубы видны, зубы вместе, сомкнуты, удерживать 10 - 15 сек.
«Заборчик» - «Трубочка», чередовать упражнения. Повторить 8 - 10 раз.
«Лопатка» - рот открыт, высунуть вперёд широкий язык и положить на нижнюю губу. Подержать на счёт 1, 2…10. Спрятать язык вглубь рта, рот не закрывать (следить, чтобы язык не дрожал). Повторить 8 - 10 раз.
«Иголочка» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык. Удерживать на счёт 1,2…10. Повторить 8 – 10 раз.
«Часики» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, тянуть его в стороны влево – вправо («тик - так»). Повторить упражнение 8 - 10 раз.
«Качели» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, попеременно тянуть вверх – вниз, то к носу, то к подбородку («кач – кач»). Повторить упражнение 8 - 10 раз.