Балбашева Ульяна
Рекомендации для развития коммуникативных умений в учебной деятельности у обучающихся среднего школьного возраста
▼ Скачать
Образование — единственная подсистема общества, целевая функция, которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят материальную и духовную продукцию и услуги для человека, то система образования производит самого человека. Поэтому высокий уровень знаний и широкий кругозор являются фундаментом коммуникации личности.
Требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным, многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) соответствующей ступени обучения. Согласно требованиям ФГОС в Российской Федерации, «одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. В связи с этим задача современных учебных заведений – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие коммуникативных умений».
Публикация «Рекомендации для развития коммуникативных умений в учебной деятельности у обучающихся среднего школьного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В современном образовании целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие коммуникативных умений обучающихся осуществляются через:
- внеклассные мероприятия;
- уроки;
- внеурочную деятельность.
Обучающиеся повышают уровень коммуникативных умений при использование таких методов организации урока, как:
1. решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;
2. участие в диалоге, дискуссиях, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
3. выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;
4. использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов, по опорным словам);
5. создание тематических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
Для того чтобы развитие коммуникативных умений было более успешным, необходимо видеть в ребёнке разные стороны его личности - не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.
Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками.
Хотелось бы обратить внимание на значимость учителя при формировании коммуникативных умений. Учитель является ролевой моделью для обучающегося, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель-обучающийся должно стати взаимодействие, при котором:
- учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к обучающимся и наблюдая за их ответной реакцией;
- учитель не допускает свои и действий, побуждающих обучающихся думать негативно о самом себе;
- учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет обучающихся, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
Коммуникативные умения обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать, понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.