Получи документы

Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к детскому саду

Наталья Мартынова
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к детскому саду

Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада.

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Хочу поделиться своим опытом работы. Наша задача ускорить процесс привыкания детей к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда

жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети

плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать

по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от

крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной

среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует

всех, кто работает с малышами.

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются

в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач

нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Практика показывает,

что нужно вначале успокоить родителей для более эффективной адаптации.

Взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно

выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво

относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы,

консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги,

игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом,

питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации

ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них

особенности характера и поведения ребенка. Ведущая роль в этом процессе

принадлежит воспитателю.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в

режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять

время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень

чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым

на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить

группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать

сказку, спеть песенку, знать потешки, частушки, колыбельные песни, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве

сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно

так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые

требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести

смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям,

чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним

успехи.

9. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется

использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать,

поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но

строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

10. Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся.

Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные

гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого

ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью,

спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность,

рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче

адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные

возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней

социализации. Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида

к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику

любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены

приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация

к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных

энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К

тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия,

а именно:

- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;

- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

- нужно взаимодействовать с другими детьми; - уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному

ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 25 малышами);

- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же

адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском

организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих

норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь

приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими

состояниями:

- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается

засыпать;

- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает

пробовать незнакомые блюда;

- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий,

умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок,

«теряет» подобные навыки;

- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми

игровыми принадлежностями и ровесниками;

- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а

прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к

детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой

обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще

неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно

связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет.

Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь… Но все это

обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к

детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на

длительное время и ребенок приспосабливается к организованному

коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому

детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в

детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по

возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных

механизмов. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,

поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно

реагируют на разлуку с ней.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на

период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как

личность и хочет, чтобы это видели другие. Вот этим я стараюсь

воспользоваться как благом! Так как ребенок пытается уже быть личностью, и

похвала стимулирует и поднимает уверенность и дух ребенка так как в этот

период фраза «я сам» самая частая. В режимных моментах заостряю внимание

на тех детях, которые пришли с улыбкой в детский сад! И следующей день

похвалы заслуживают, и другие малыши которые взяли пример! И стали

взрослее и уже приходят в сад без слез!

Хочется осудить и степени адаптации. По тому, как дети

приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные

группы.

Тяжелая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену

обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные

заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение: ребенка:

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем

случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит

от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть

игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или

похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается

и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с

ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Но

постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо воспитателей и

родителей, поможет только педиатр или узкий специалист! Средняя степень

адаптации — в эту группу попадают дети без нервных расстройств — они в

детском саду «всего лишь» начинают часто болеть.

Поведение: ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями

воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость

первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей

инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы

поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому

организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации

заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений,

что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от

неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую

благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или

менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким

ребенком почти нет хлопот, ребенок не болеет.

Поведение: ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем

остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому

взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей

инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в

игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение

бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко

распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения,

адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё

поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации

ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько

недель, чаще всего — полмесяца. Каждый ребенок привыкает к жизни в

детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего

неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от

многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние

здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому

важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют

нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью

швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после

расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле

сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к

игрушкам, ни к еде. Нам необходимо почувствовать малыша, нужно ли ему в

этот момент наше тепло, или лучше провести веселую игру, которая отвлекает

ребенка, а возможно даже заинтересует и вовлечёт в игровую деятельность.

Мы должны в период адаптации показать всю радость жизни в саду, чтобы

заинтересовать малышей. И по возможности привить любовь к дошкольному

учреждению питая их положительными эмоциями.

Воспитатель: Н. П. Мартынова

МБДОУ "Детский сад №22 г. Выборга".

Публикации по теме:

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 1 ноября 2024 в 20:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к детскому саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мартынова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД