Наталья Мартынова
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к детскому саду
Рекомендации для педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада.
Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Хочу поделиться своим опытом работы. Наша задача ускорить процесс привыкания детей к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.
Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда
жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети
плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать
по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от
крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной
среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует
всех, кто работает с малышами.
Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются
в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач
нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Практика показывает,
что нужно вначале успокоить родителей для более эффективной адаптации.
Взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно
выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво
относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы,
консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги,
игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом,
питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации
ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них
особенности характера и поведения ребенка. Ведущая роль в этом процессе
принадлежит воспитателю.
1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в
режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять
время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно.
3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень
чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым
на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить
группе благополучный эмоциональный климат.
5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать
сказку, спеть песенку, знать потешки, частушки, колыбельные песни, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве
сюрпризного момента.
6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно
так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые
требования.
7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести
смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям,
чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним
успехи.
9. В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется
использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать,
поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но
строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
10. Лучшее лекарство от стресса – смех.
Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся.
Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные
гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого
ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью,
спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность,
рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче
адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные
возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней
социализации. Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида
к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику
любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены
приспосабливаться к саду.
Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация
к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных
энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К
тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия,
а именно:
- отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
- необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
- нужно взаимодействовать с другими детьми; - уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному
ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 25 малышами);
- малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же
адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском
организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих
норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь
приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими
состояниями:
- нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается
засыпать;
- сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает
пробовать незнакомые блюда;
- регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий,
умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок,
«теряет» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми
игровыми принадлежностями и ровесниками;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а
прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
- понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к
детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно
связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет.
Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь… Но все это
обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к
детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на
длительное время и ребенок приспосабливается к организованному
коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому
детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в
детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по
возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных
механизмов. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,
поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно
реагируют на разлуку с ней.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на
период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как
личность и хочет, чтобы это видели другие. Вот этим я стараюсь
воспользоваться как благом! Так как ребенок пытается уже быть личностью, и
похвала стимулирует и поднимает уверенность и дух ребенка так как в этот
период фраза «я сам» самая частая. В режимных моментах заостряю внимание
на тех детях, которые пришли с улыбкой в детский сад! И следующей день
похвалы заслуживают, и другие малыши которые взяли пример! И стали
взрослее и уже приходят в сад без слез!
Хочется осудить и степени адаптации. По тому, как дети
приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные
группы.
Тяжелая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену
обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные
заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение: ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем
случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит
от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть
игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или
похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается
и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с
ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Но
постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо воспитателей и
родителей, поможет только педиатр или узкий специалист! Средняя степень
адаптации — в эту группу попадают дети без нервных расстройств — они в
детском саду «всего лишь» начинают часто болеть.
Поведение: ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями
воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость
первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей
инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы
поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому
организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации
заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений,
что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от
неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую
благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или
менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким
ребенком почти нет хлопот, ребенок не болеет.
Поведение: ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем
остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому
взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей
инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в
игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение
бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко
распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения,
адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё
поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации
ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько
недель, чаще всего — полмесяца. Каждый ребенок привыкает к жизни в
детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего
неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от
многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние
здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому
важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют
нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью
швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после
расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле
сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к
игрушкам, ни к еде. Нам необходимо почувствовать малыша, нужно ли ему в
этот момент наше тепло, или лучше провести веселую игру, которая отвлекает
ребенка, а возможно даже заинтересует и вовлечёт в игровую деятельность.
Мы должны в период адаптации показать всю радость жизни в саду, чтобы
заинтересовать малышей. И по возможности привить любовь к дошкольному
учреждению питая их положительными эмоциями.
Воспитатель: Н. П. Мартынова
МБДОУ "Детский сад №22 г. Выборга".