Наталья Попова
Рекомендации для педагогов о зимней танцевальной музыке
Зимние вальсы
Каждое время года звучит по-своему. Да, да - звучит! Вспомните музыкальные картинки разных композиторов, посвящённые разным временам года. Это и П. И. Чайковский, и Вивальди, и Г. Свиридов, и Гайдн, и Пьяццолла, и многие, многие другие.
Сегодня я предлагаю вспомнить зимнюю музыку не столько для слушания, сколько для танцев. Это несколько самых популярных зимних вальсов.
Публикация «Рекомендации для педагогов о зимней танцевальной музыке» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Новый год. Танцы для утренников
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
И первый их них вальс «Фигуристы» Эмиля Вальдтейфеля. Его иногда называют французским Штраусом, как создателя традиционного бального французского вальса. Иногда этот вальс называют «Конькобежцы», но правильнее всё же – «Фигуристы», музыкальные средства выразительности нам так и предлагают увидеть различные элементы фигурного катания. И, кстати, вдохновил на создание этого вальса композитора реально существовавший каток в Булонском лесу, а посвящён он был актёру Коклену-младшему из «Комеди Франсез»
Другой вальс – это «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. И это неудивительно! Наши русские вальсы – самые снежные! Вспомните, как звучит этот вальс: вначале даже не сразу слышишь вальсовый ритм, порывы ветра, вьюги как бы сбивают его, а потом вступают детские голоса и всё становится на свои места! Мы переносимся в детство!
И опять-таки, кстати, обращали ли вы внимание, что костюмы балерин всегда декорированы комочками ваты? Это самая старая традиция балета.
Третий вальс, он тоже П. И. Чайковского. Это «Святки» из альбома «Времена года».
В 1875 году к П. И. Чайковскому обратился известный петербургский издатель Н. М. Бернард, сын русского композитора, пианиста, дирижёра и педагога, основателя журнала «Нувеллист» М. И. Бернарда, с предложением написать цикл пьес для журнала. И в течение 75-76 г. г. в журнале были опубликованы 12 пьес, объединённых в альбом под названием «Времена года», завершив таким образом годичный круг.
Вальс из оперы «Ёлка» В. Ребикова, я думаю, не нуждается в особом представлении. Написана эта музыка на сюжет самой печальной рождественской истории Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Поэтому она такая грустная и щемящая. В самой опере этот вальс звучит дважды – в фортепианном и оркестровом исполнении.
Очень известен и вальс из кинофильма «Метель» Г. Свиридова. В этом вальсе тесно сплетены снежные вихри зимнего ветра с неисповедимыми узорами человеческой судьбы. И слушать этот вальс без волнения невозможно.
Ещё один вальс – это вариации снега из балета А. К. Глазунова «Времена года».
Это незаслуженно забытый одноактный балет, сюжет которого принадлежал директору императорских театров И. А. Всеволожскому и задумывался как аллегорическое представление, где действующими лицами были мифологические персонажи.
Следующее представление – интродукция и вальс снежинок из оперы-феерии «Путешествие на Луну» Жака Оффенбаха.
«Зимний вальс» Йозефа Штрауса. Несмотря на известность фамилии Штраусов, музыка Йозефа не так популярна, как музыка отца, Штрауса-старшего. Однако, в лёгкости, танцевальности и выразительности этот вальс вполне может составить конкуренцию.
Вся эту музыка вполне может быть использована в детском саду и для занятий, и для праздников, и развлечений. Могут быть использованы отдельные фрагменты, или целиком. Это может быть оркестровое или живое исполнение при условии, что есть музыкальный руководитель, в достаточной степени владеющий инструментом.