алтынчурина
Рекомендации для педагогов на тему «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Алтынчурина Наталья
Владимировна
МДОУ "Детский сад №10"
г. Магнитогорска2019 г.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Культура народа (книги, искусство) формируют личность человека, впечатления от впервые прочитанных и полюбившихся книг у ребенка создают определенные схемы поведения. Дают понятия о добре и зле, об особенностях гендерного поведения. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью. Беседа о прочитанном для дошкольника – это возможность уведомить окружающих о переполняющих его впечатлениях, поделиться ими.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Нередко именно в детском саду ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением художественной литературы, учится слушать, воспринимать и понимать их.
От того как воспитатель прочтет детям книгу, зависит, как она будет воспринята.
Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе, побуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Тем не менее, процесс этот не должен быть скучным, ведь детям в любой ситуации, прежде всего, хочется играть.
При чтении очень важно правильно организовать детей. Например, при чтении сказок рекомендуется с детьми разместится на ковре, когда ребенок свободно может менять свою позу. Слушание рассказа и обсуждение лучше провести сидя за столами, чтобы было три точки опоры. Поэзию с детьми можно послушать сидя на стульчиках (поза внимания).
Поэтому этот вид деятельности требует от воспитателя тщательного продумывания организации детей, форм и методов ведения знакомства с книгой.
Работа, посвященная знакомству детей с произведениями литературы, требует от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы подготовки:
• Подготовка и предварительное чтение воспитателем произведения, осмысление прочитанного;
• Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
• Отбор методов работы с книгой (постановка вопросов для обсуждения).
Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения – это прежде всего осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения. В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части. Главная цель первой части занятия – познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Беседа мобилизует жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста. Перед чтением в случае необходимости воспитатель может объяснить смысл сложных для понимания дошкольников слов и выражений. Кроме того, беседу целесообразно проводить с показом иллюстраций. А в качестве дополнения к вводному разговору с детьми целесообразно ввести рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения. Применение тех или иных методических средств зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей дошкольников, а также от художественного своеобразия литературного произведения. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна – здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением. Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным событиям, героям. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста.
При отборе методов и приемов работы с книгой и создания читательской среды в группе необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Методика приобщения ребенка к книге.
Младший возраст.
Цели общения: 1. Формирование положительных реакций на книгу. 2. Сенсорное воспитание средствами живописи литературы и дизайна.
Читательская деятельность: 1. Выделить из окружающей среды книгу. 2. Обратить внимание на обложку (что мне нравится, как называется, что заметили на картинке, обложке).3. Чтение-рассматривание педагогом.
Правила работы с книгой: 1. Изучаем обложку. Выделяем на ней 2-3 ориентира, сопоставляем их, предполагаем тему чтения. 2. Информацию с вводных листов считывает воспитатель (форзац веселый, титульный лист несет много информации). 3. Постраничное рассматривание книжного блока, описание иллюстраций и предположение содержания. 4. Подведение итогов рассматривания: сколько произведений, что захотелось прочитать.
Слушание в этом возрасте 1-3 мин, после перерыва можно еще почитать. Слушание может сопровождаться действиями (погладить – пожалеть героев, похлопать в ладоши, если закончилось хорошо).
Читательские действия: обвести рукой кабину, кузов, колеса, все обвести – машина; озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, звуков, фраз.
КАК СОСТАВИТЬ БИБЛИОТЕКУ.
Младший дошкольный возраст.
Концепция восприятия: книга – это особый предмет действительности, с которым работает взрослый, а для ребенка – источник положительных эмоций.
Требования:1.10-20 книг на полочке. Из них две – лицом к детям: ту, которую уже читали и новая. 2. Книги подбираются картинного типа (книги-картинки, в них 80% иллюстраций и 20% текста; книжки-ширмочки; книжки-панорамы; книжки-игрушки, у которых есть встроенные детали; фигурные книжки – форма героя; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые. 3. Без разрешения брать нельзя, пока не научили пользоваться.
Средний возраст.
Цели: 1. Формирование интереса к книге. 2. Развитие процессов воображения, памяти, чувствования, мышления и речи.
Читательская деятельность: работают на занятиях в 3 этапа: до чтения, в процессе чтения, после чтения.
Правила работы с книгой: 1. Начинаем ознакомительным рассматриванием по правилам, тренируем в назывании, почему именно это нарисовал художник, догадываемся о содержании. Т. е. нужно так заинтересовывать ребенка, чтобы вызвать потребность чтения. 2. Выразительное чтение книги воспитателем. Комментируем трудные места, проводим словесную работу: «Ребята, вы будете слушать и представлять мысленно картины».3. Перечитываем трудные места, потом дети повторяют, спрашивают о непонятном. После чтения в средней группе беседа не является основным видом деятельности. Проводятся основные типовые действия: выполнение живых картин (движение, мимика героев); озвучивание ролей; исполнение песенок героев; рассматривание иллюстраций и воспроизведение содержания по ним; раскрашивание ксерокопированных иллюстраций; запоминание малых текстов, отдельных строк.
Читательская деятельность:1. Словесное и графическое иллюстрирование.
2. Словесное рисование – представление читаемого словами.
3. Чтение книг по картинкам и по памяти сюжета.
4. Инсценирование сюжетных эпизодов, пересказ с элементами драматизации (костюмы, роли).
5. Беседы о прочитанном, анализируя: о чем, с чего началось, главное, чем закончилось, сколько частей, кто главные герои, образы персонажей (характер, поступки, какие красивые, важные слова запомнились?
6. Составление словесных словарей: сказочных, профессиональных.
7. Какой совет дадим герою, себе какое настроение осталось?
8. О чем хочется детям спросить по содержанию.
Замером готовности ребенка к школе – это «разговор» ребенка с книгой, с ее авторами и героями 5-7 мин. Вопросы: - книга, я тебя знаю или нет?
- о чем ты мне хочешь рассказать?
КАК СОСТАВИТЬ БИБЛИОТЕКУ.
Средний дошкольный возраст.
Концепции восприятия: книга – поставщик наглядно-образных впечатлений;книга – источник словаря и речи.
Добавить в библиотеку книги деятельностного типа: раскраски, книжки-рассказки (комиксы, книжки-театры, книжки-фильмы: по серии картинок можно произвести сюжет, книжки-игрушки, книжки для трудовой деятельности (вырежи - наклей, самоделки, звуковые книжки.
Требования:1.20-30 книг на полочке.
2. Использовать книги-произведения и книги-сборники (авторские, жанровые,
тематические).
3. Должна быть классика детской литературы.
4. Поэзии не менее 50%
5. Начинать раздавать детям под присмотром воспитателя.
Старший возраст.
Концепци восприятия книга – источник художественных образов, источник знаний; книга – средство саморазвития.
Требования:
1.30-40 книг на полочке. Большая часть должны быть классические детские книги (авторы знакомы детям).
2. Книги с произведениями специально для детей и общая литература отечественных и зарубежных авторов прошлого и настоящего.
3. Литература разных видов и жанров: художественная 80% и научно-познавательная 20%; газеты и журналы 2-3 шт. ; азбуки, учебники для детей, энциклопедии; стихи, сказки и т. д.
4. Книги, отражающие 15 тем детского чтения : Детства. Мир человеческих отношений. Человек и природа. Картины родной природы. Родина большая и малая. Другие страны. Чудеса и волшебство. Приключения и путешествия. Труд и профессии. ЖЗЛ. Народная мудрость. В мире знаний (из отраслей). В мире прекрасного (из искусства).
Библиотека старшего дошкольника отражает пятимирие : Мир детства. Мир взрослых. Мир природы. Мир социума (общество, национальности, страны). Мир фантастический (вымышленный, виртуальный).
С самого раннего возраста необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книгам. С малышами можно пожалеть книгу, если упала, разорвалась – полечить. В старших группах можно создать «Книжкину больницу», предлагать детям самостоятельно ремонтировать книги, изготавливать закладки. Чтобы повысить значимость и ценность книги необходимо рассказывать об истории создания книги, как делают книгу, сколько людей различных профессий занято при изготовлении книги.
Организуя работу с детьми по общению с миром книг, мы надеемся помочь им найти для себя среди книг друзей на всю жизнь, чьи «заветные страницы» помогают людям жить, и работать, и учиться и отчизной дорожить.
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный процесс, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка. Чтение книг дает простор для фантазий и, читая, ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения.
В наше время многим детям не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации им интереснее смотреть современные мультики. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много мультфильмов и телепередач, но практика показывает, что дети не могут пересказать полностью не один мультфильм. Их речь, путанная и односложная с употреблением ряда глаголов и существительных и выглядит это примерно так: «. он пришел, хлоп, а тот побежал, прыгнул, бац и в яме». На вопрос: «Кто пришел и куда бац?», дети говорят с паузами: «Ну… этот самый… как его., ну этот с ушами…». Учителя начальной школы встревожены: детям трудно дается пересказ, слаба память, беден запас слов, пишут неграмотно, хотя в детском саду на развитие речи обращается много внимания.
На наш взгляд проблема заключалась в отсутствии системы работы по формированию интереса и потребности в чтении книг у детей дошкольного возраста, что приводит к снижению эмоционального отклика и положительного отношения к книге. Это обусловлено ещё тем, что взрослые мало читают и не придают особого значения влиянию чтения книг на интеллектуальное и нравственное развитие детей. Многие родители рассказывают детям одни и те же сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» по памяти перед сном. Книги дети смотрят самостоятельно, в основном дети целыми вечерами и все выходные проводят перед телевизором или компьютером. Компьютер не может быть альтернативой книге, детское чтение необходимо для здорового развития детей.
Для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг необходимо создать предметно-пространственную среду в группе: собрать библиотеку, состоящую из произведений детских авторов, таких как: А. Барто, К. И. Чуковский и др, а так же русских народных сказок. Создать уголок чтения, где можно расположить книжную полку с детскими иллюстрированными книгами, стол с диваном и стульчиками, а также карандаши, краски, альбомы для рисования по темам произведений, создать театральный уголок, где расположить кукольные, настольные, пальчиковые театры.
Для формирования потребности в чтении так же способствуют :
- ежедневное чтение различных произведений, сказок, стихов, потешек и т. д.
- заучивание стихов и потешек, отрывков из произведений;
- читая детям сказку, рассматривать иллюстрации в книжке, чтобы вызвать устойчивый интерес к книге, закрепить в памяти детей образы персонажей;
- дидактические игры, такие как «Собери сказку», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки»;
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Семья» и другие.
- книжки – самоделки, можно предложить детям сделать книжки своими руками, что позволит детям развивать внимание, память, воображение, а в дальнейшем и бережное отношение к книгам;
- игры-драматизации, где дети становятся артистами, учатся создавать образы персонажей сказок, а иллюстрации по сказкам в книгах можно использовать для создания костюмов, масок и атрибутов для инсценировок и ещё раз убедить детей, что книга добрый советчик и подсказчик;
- проведение лепки, рисования, аппликаций на темы: «Мои любимые сказки», «Любимые герои сказок» и т. д.
Большую помощь в привитии любви к книге оказывают учреждения культуры, где дети получают много новых интересных знаний о книгах. Для детей можно организовать экскурсии:
- в детскую библиотеку, где провести беседы про книги, их пользу для человека и. т. д.
- в музеи возникновения книг, где детям предложить совершить путешествие в прошлое и рассказать о истории возникновения книги, познакомить с книгами разных лет, экспонатами письменности прошедших веков, посмотреть портреты известных писателей и т. д
- в типографию, где показать детям как печатают книги, как создаются иллюстрации и т. д.
- в театры на просмотр спектаклей по известным детям произведениям.
Если возможности организовать экскурсии нет, то можно провести их в игровой форме прямо в группе.
Большое значение для формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг играет семья. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
Поэтому необходима тесная связь с родителями, их желание не упустить сензитивный период в развитии детей — научить детей пользоваться книгой, любить и беречь ее. Для привлечения родителей к этой теме можно провести консультации по темам: «Как организовать детскую библиотеку дома», «Какие книжки читать детям определенного возраста», «Зачем и как читать детям книги?» и др. Провести беседы, семинары где обсудить и поделиться опытом о том, как и какие книги читают детям дома.
Все это необходимо для здорового развития детей. Ведь ежедневное чтение детям :
Формирует у детей интерес и потребность в чтении книг;
Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка;
1. Развивает речь, память и воображение;
2. Учит думать, улучшает концентрацию;
3. Вызывает любопытство и помогает ребенку понять себя и других.
4. Укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;
5. Расширяет общие знания;
6. Облегчает обучение, помогает добиться успеха в школе;
7. Учит моральным ценностям, помогает в воспитании;
8. Предотвращает зависимость от телевидения и компьютеров;
9. Защищает от опасности массовой культуры;
10. Формирует привычку читать и учиться на всю жизнь;
11. Чтение также отвечает за создание особого вида эмоциональной связи между взрослыми и детьми.
Таким образом, для формирования у детей интереса и потребности в чтении книг, а так же здорового развития нам необходимо вернуться к старым добрым способам проведения свободного времени с детьми в совместном чтении книг.
Читайте детям каждый день, и в жизни ждет их лишь успех!