Надежда Заботкина
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему «Родословная — старинная русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- расширять представления детей о семье: составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья»;
- уточнить и обобщить знания о семье через взаимосвязь с домом;
- формировать элементарные представления о родословной и первичные навыки ее построения;
- развивать речевую активность, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы;
- закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родителям, родственникам, предкам.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему „Родословная — старинная русская традиция“» размещена в разделах
Словарная работа: родословная, генеалогическое дерево.
Воспитатель посредством бубна привлекает внимание детей к непосредственно- образовательной деятельности.
Воспитатель:
«Мы немножко поиграли,
А теперь в кружочек встали.
Вы загадку отгадайте,
О чем спрошу, скорей узнайте».
Воспитатель загадывает детям загадку: «Место, где мы все живем называется наш…»
Дети: «Дом».
Воспитатель: «Верно. Ребята, а где мы еще с вами обычно живем?»
Дети: «Мы живем в детском саду, в городе, а кто и в деревне».
Воспитатель: «А чем город отличается от деревни?»
Варианты ответов детей.
Дети: «Город отличается от деревни тем, что в городе больше рабочих, а в деревне люди занимаются сельским хозяйством, держат крупный рогатый скот; в городе больше машин, площадь земли, больше количество людей, чем в деревне; в городе высотные здания, а в деревне низкие (преобладает частный сектор)».
Воспитатель: «Верно. Так как сейчас мы находимся с вами в нашем замечательном детском саду и родном городе Выксе. Предлагаю закрыть глазки и на некоторое время перенестись в мир деревни».
Воспитатель подводит детей к макету деревни (сюрпризный момент с русским народным платком).
Воспитатель снимает с макета большой русский народный платок.
Воспитатель: «Итак, мы оказались в деревне. Из какого материала в деревне построены дома?»
Дети: «Дома в деревне построены из кирпича, дерева, бетона».
Воспитатель: «А еще кто знает, какие дома можно встретить в деревне? (Если ребята не знают, педагог помогает: «Это мазанки – дома, сделанные из глины»)
Воспитатель: «Ребята, найдите среди деревенских домов исконно русскую избу».
Дети отыскивают на макете.
Воспитатель: «Как вы узнали, что это исконно русская изба?»
Дети: «Она построена из бревен».
Воспитатель: «Почему в старину на Руси избы строились из бревен?»
Дети: «Раньше не было кирпича, люди не умели его делать. Кругом было много леса. Дома, построенные из бревен, были очень теплыми».
Воспитатель: «Какие по размеру строили раньше дома и почему?»
Дети: «Дома в деревнях строили большие, просторные, так как в них жили большие семьи».
Воспитатель: «Верно. А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть в одну русскую избу».
Встречает Матушка.
Матушка: «День добрый, детишки-касатушки. Проходите – не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. С чем пожаловали гости дорогие?»
Дети: «Хозяюшка, расскажите нам, пожалуйста, о своей семье».
Матушка: «Хорошо, расскажу. Посмотрите на картину моей семьи. Что изображено на картине?»
Дети: «Русская изба и большая семья».
Матушка: «Эта картина рассказывает о прошлом. Как вы думаете почему?»
Дети: «Эта картина рассказывает о прошлом, потому что люди одеты в старинную русскую одежду. В избе стены деревянные, стоит русская печь и много в ней старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват горшки».
Матушка: «Какие еще предметы быта вам знакомы?»
Дети: «Сундук, лавки, коромысло, деревянные ведра».
Матушка дополняет ответы.
Воспитатель: «Расскажи, хозяюшка, что у тебя есть в избе?»
Матушка рассказывает: «Я задам вам задачу о своей семье. А вы скажите мне, сколько поколений родственников в ней проживает?
В нашей семье живут бабушка и дедушка, я и муж, наши с ним дети. Сколько поколений родственников в нашей семье?»
Дети: «В вашей семье проживают 3 поколения родственников».
Матушка: «Какие?»
Дети: «1 поколение – дедушка и бабушка, 2 поколение – отец и мать, 3 поколение – дети».
Матушка: «Ребята, а вы знаете, как раньше обращались к старшим?»
В случае затруднения с ответом детей, матушка помогает: «На «Вы», отца величали «батюшкой», мать – «матушкой».
Матушка: «Ребята, а знаете ли вы пословицы о семье?»
Дети называют пословицы о семье:
- В семье каша гуще.
- На что клад, коли в семье лад.
- При солнышке тепло, при матушке – добро.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек – семьей.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
Матушка: «Молодцы, много пословиц знаете. А кто такие предки?»
Дети: «Предки – это наши родные, которые жили задолго до нас, перед ними мы их потомки».
По просьбе воспитателя кто-либо из детей рассказывает стихотворение о прадедах.
Стихотворение «Прадед»
Кто был прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в нашей группе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца родного.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь знал,
В дегтярне дергал спину.
Быть может, юный Столяров
И с долото не ладил,
Но прадед был из столяров.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожу,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России!
Матушка: «Спасибо за большое и интересное стихотворение (благодарит ребенка за стихотворение).
Матушка: «Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми, внимательными, но и очень трудолюбивыми. Например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, песню. Их традиции дошли и до нас. Вы знаете, что такое традиции?»
Дети: «Традиции – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение».
Матушка: «Назовите, пожалуйста, традиции ваших предков».
Дети: «Например, в Новый год украшаем елку, водим хороводы, участвуем в зимних забавах, катаемся с гор. В Рождество – зажигаем свечи, проводятся поучительные беседы за чашечкой чая, колядуем, гадаем. В Крещение – набираем крещеную святую воду, купаемся в проруби. На Пасху печем куличи, красим яйца, прославляем Иисуса Христа.
Существуют свадебные традиции, когда мать дарит дочери украшения (именное кольцо или брошь, которые передавались из поколения в поколение.
Матушка: «Как много традиций я от вас услышала! И самая замечательная традиция – знать родословную своей семьи, как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках».
Воспитатель: «Спасибо, Матушка, за гостеприимство. Приятно было с Вами побеседовать, послушать о предметах русской старины, о вашей большой семье. Но нам пора отправляться в город».
Дети прощаются с Матушкой и говорят ей: «До свидания!»
Физкультминутка
По снежному лесу мы дружно идем,
Не спешим, не отстаем,
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Воспитатель приглашает детей занять свои места на стульчиках. Обращает внимание на генеалогическое древо одной из семей (демонстрационный материал).
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на изображение древа, что вы видите на нем?»
Дети: «На древе размещены фотографии родителей и детей».
Воспитатель: «Как вы думаете, что их объединяет?»
Дети: «Их объединяет общая семья».
Воспитатель: «Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?»
Дети: «Они, конечно, отличаются друг от друга. У них разная внешность, разные профессии, разный образ жизни».
Воспитатель: «Действительно, семьи такие могут быть разные, но во многом они похожи. Чем они похожи?»
Дети: «Семьи похожи друг на друга составом семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки».
Воспитатель: «Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?»
Заслушиваются 3 рассказа детей.
Воспитатель благодарит детей за рассказы, оказывает некоторую помощь при их составлении.
Психогимнастика
Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся, сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети медленно поднимаются).
У него набухают почки и раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся вверх).
Растет стебелек (вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель: «А теперь посмотрите, мы очутились с вами в саду с большим деревом семейного счастья, со своей родословной. Я предлагаю вам на этом дереве разместить каждый свою родословную».
Дети прикрепляют деревца своих семей к основному генеалогическому древу семейного счастья.
Воспитатель: «Теперь мы видим, сколько человек в семье у каждого из вас. Сколько поколений живет в ней.
Ребята, вы в детском саду проводите много времени, друг друга любите, уважаете, заботитесь друг о друге. И этим очень похожи на семью.
В старину наши предки собирались вместе. Любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции заведем хоровод».
Дети вместе с воспитателем водят хоровод вокруг деревца семейного счастья, исполняя песню «Край родной».
«Край родной»
Солнечным светом залитый край родной,
Где наклонились ракиты над рекой,
Где перекатные плески так нежны,
И песни, и песни, и песни,
Русские песни слышны.