Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему «Родословная — старинная русская традиция»

Надежда Заботкина
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему «Родословная — старинная русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

- расширять представления детей о семье: составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья»;

- уточнить и обобщить знания о семье через взаимосвязь с домом;

- формировать элементарные представления о родословной и первичные навыки ее построения;

- развивать речевую активность, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы;

- закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родителям, родственникам, предкам.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему „Родословная — старинная русская традиция“» размещена в разделах

Словарная работа: родословная, генеалогическое дерево.

Воспитатель посредством бубна привлекает внимание детей к непосредственно- образовательной деятельности.

Воспитатель:

«Мы немножко поиграли,

А теперь в кружочек встали.

Вы загадку отгадайте,

О чем спрошу, скорей узнайте».

Воспитатель загадывает детям загадку: «Место, где мы все живем называется наш…»

Дети: «Дом».

Воспитатель: «Верно. Ребята, а где мы еще с вами обычно живем?»

Дети: «Мы живем в детском саду, в городе, а кто и в деревне».

Воспитатель: «А чем город отличается от деревни?»

Варианты ответов детей.

Дети: «Город отличается от деревни тем, что в городе больше рабочих, а в деревне люди занимаются сельским хозяйством, держат крупный рогатый скот; в городе больше машин, площадь земли, больше количество людей, чем в деревне; в городе высотные здания, а в деревне низкие (преобладает частный сектор)».

Воспитатель: «Верно. Так как сейчас мы находимся с вами в нашем замечательном детском саду и родном городе Выксе. Предлагаю закрыть глазки и на некоторое время перенестись в мир деревни».

Воспитатель подводит детей к макету деревни (сюрпризный момент с русским народным платком).

Воспитатель снимает с макета большой русский народный платок.

Воспитатель: «Итак, мы оказались в деревне. Из какого материала в деревне построены дома?»

Дети: «Дома в деревне построены из кирпича, дерева, бетона».

Воспитатель: «А еще кто знает, какие дома можно встретить в деревне? (Если ребята не знают, педагог помогает: «Это мазанки – дома, сделанные из глины»)

Воспитатель: «Ребята, найдите среди деревенских домов исконно русскую избу».

Дети отыскивают на макете.

Воспитатель: «Как вы узнали, что это исконно русская изба?»

Дети: «Она построена из бревен».

Воспитатель: «Почему в старину на Руси избы строились из бревен?»

Дети: «Раньше не было кирпича, люди не умели его делать. Кругом было много леса. Дома, построенные из бревен, были очень теплыми».

Воспитатель: «Какие по размеру строили раньше дома и почему?»

Дети: «Дома в деревнях строили большие, просторные, так как в них жили большие семьи».

Воспитатель: «Верно. А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть в одну русскую избу».

Встречает Матушка.

Матушка: «День добрый, детишки-касатушки. Проходите – не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. С чем пожаловали гости дорогие?»

Дети: «Хозяюшка, расскажите нам, пожалуйста, о своей семье».

Матушка: «Хорошо, расскажу. Посмотрите на картину моей семьи. Что изображено на картине?»

Дети: «Русская изба и большая семья».

Матушка: «Эта картина рассказывает о прошлом. Как вы думаете почему?»

Дети: «Эта картина рассказывает о прошлом, потому что люди одеты в старинную русскую одежду. В избе стены деревянные, стоит русская печь и много в ней старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват горшки».

Матушка: «Какие еще предметы быта вам знакомы?»

Дети: «Сундук, лавки, коромысло, деревянные ведра».

Матушка дополняет ответы.

Воспитатель: «Расскажи, хозяюшка, что у тебя есть в избе?»

Матушка рассказывает: «Я задам вам задачу о своей семье. А вы скажите мне, сколько поколений родственников в ней проживает?

В нашей семье живут бабушка и дедушка, я и муж, наши с ним дети. Сколько поколений родственников в нашей семье?»

Дети: «В вашей семье проживают 3 поколения родственников».

Матушка: «Какие?»

Дети: «1 поколение – дедушка и бабушка, 2 поколение – отец и мать, 3 поколение – дети».

Матушка: «Ребята, а вы знаете, как раньше обращались к старшим?»

В случае затруднения с ответом детей, матушка помогает: «На «Вы», отца величали «батюшкой», мать – «матушкой».

Матушка: «Ребята, а знаете ли вы пословицы о семье?»

Дети называют пословицы о семье:

- В семье каша гуще.

- На что клад, коли в семье лад.

- При солнышке тепло, при матушке – добро.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Дерево держится корнями, а человек – семьей.

- Не будет добра, коли в семье вражда.

Матушка: «Молодцы, много пословиц знаете. А кто такие предки?»

Дети: «Предки – это наши родные, которые жили задолго до нас, перед ними мы их потомки».

По просьбе воспитателя кто-либо из детей рассказывает стихотворение о прадедах.

Стихотворение «Прадед»

Кто был прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в нашей группе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца родного.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь знал,

В дегтярне дергал спину.

Быть может, юный Столяров

И с долото не ладил,

Но прадед был из столяров.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожу,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России!

Матушка: «Спасибо за большое и интересное стихотворение (благодарит ребенка за стихотворение).

Матушка: «Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми, внимательными, но и очень трудолюбивыми. Например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, песню. Их традиции дошли и до нас. Вы знаете, что такое традиции?»

Дети: «Традиции – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение».

Матушка: «Назовите, пожалуйста, традиции ваших предков».

Дети: «Например, в Новый год украшаем елку, водим хороводы, участвуем в зимних забавах, катаемся с гор. В Рождество – зажигаем свечи, проводятся поучительные беседы за чашечкой чая, колядуем, гадаем. В Крещение – набираем крещеную святую воду, купаемся в проруби. На Пасху печем куличи, красим яйца, прославляем Иисуса Христа.

Существуют свадебные традиции, когда мать дарит дочери украшения (именное кольцо или брошь, которые передавались из поколения в поколение.

Матушка: «Как много традиций я от вас услышала! И самая замечательная традиция – знать родословную своей семьи, как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках».

Воспитатель: «Спасибо, Матушка, за гостеприимство. Приятно было с Вами побеседовать, послушать о предметах русской старины, о вашей большой семье. Но нам пора отправляться в город».

Дети прощаются с Матушкой и говорят ей: «До свидания!»

Физкультминутка

По снежному лесу мы дружно идем,

Не спешим, не отстаем,

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Воспитатель приглашает детей занять свои места на стульчиках. Обращает внимание на генеалогическое древо одной из семей (демонстрационный материал).

Воспитатель: «Посмотрите внимательно на изображение древа, что вы видите на нем?»

Дети: «На древе размещены фотографии родителей и детей».

Воспитатель: «Как вы думаете, что их объединяет?»

Дети: «Их объединяет общая семья».

Воспитатель: «Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?»

Дети: «Они, конечно, отличаются друг от друга. У них разная внешность, разные профессии, разный образ жизни».

Воспитатель: «Действительно, семьи такие могут быть разные, но во многом они похожи. Чем они похожи?»

Дети: «Семьи похожи друг на друга составом семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки».

Воспитатель: «Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?»

Заслушиваются 3 рассказа детей.

Воспитатель благодарит детей за рассказы, оказывает некоторую помощь при их составлении.

Психогимнастика

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся, сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети медленно поднимаются).

У него набухают почки и раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: «А теперь посмотрите, мы очутились с вами в саду с большим деревом семейного счастья, со своей родословной. Я предлагаю вам на этом дереве разместить каждый свою родословную».

Дети прикрепляют деревца своих семей к основному генеалогическому древу семейного счастья.

Воспитатель: «Теперь мы видим, сколько человек в семье у каждого из вас. Сколько поколений живет в ней.

Ребята, вы в детском саду проводите много времени, друг друга любите, уважаете, заботитесь друг о друге. И этим очень похожи на семью.

В старину наши предки собирались вместе. Любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции заведем хоровод».

Дети вместе с воспитателем водят хоровод вокруг деревца семейного счастья, исполняя песню «Край родной».

«Край родной»

Солнечным светом залитый край родной,

Где наклонились ракиты над рекой,

Где перекатные плески так нежны,

И песни, и песни, и песни,

Русские песни слышны.

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Интеграция.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра»Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра» Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе по теме «Дороги добра» Мигранова Эльза Флусовна.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Наша Родина — Россия!»Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Наша Родина — Россия!» Цель: формирование гражданской позиции, чувство любви к своей Родине. Задачи: 1. Обобщить знания и представления дошкольников о России,.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою добра»Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою добра» Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою Добра». Цель: Формирование эмоционального.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Скромность — хвастовство»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Скромность — хвастовство» Программные задачи: 1. Формировать представления у детей об основополагающих нравственных нормах на основе православных традиций русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему «Родословная — старинная русская традиция»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 20:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на тему «Родословная — старинная русская традиция»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Заботкина (УИ 328467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД