Людмила Федоровна Дмитриева
Региональный проект «Дети в приоритете». Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках регионального проекта "Дети в приоритете" на базе ресурсной площадки проекта по направлению "Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности" в МБДОУ "Сказка" с. Ездочное Чернянского района Белгородской области был проведен:
Практикум для родителей детей с ОВЗ подготовительной к школе группы
«Развитие графо-моторных умений»
Педагог-психолог Дмитриева Л. Ф.
Учитель-логопед Потапова Е. С.
Публикация «Региональный проект „Дети в приоритете“, Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
Цель: познакомить родителей с системой работы по совершенствованию тонкой моторики пальцев и координации движений рук с использованием нетрадиционных игровых приемов, обогатить воспитательный опыт родителей в преддверии школы.
Задачи:
• Повысить родительскую компетентность по вопросам формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
• Научить родителей играм по развитию двигательных и познавательных способностей;
• Оптимизировать детско-родительские отношения;
• Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий.
Форма работы: групповая.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка и его родителей. Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. Но фундамент для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости закладывается еще в старшем дошкольном возрасте. В дошкольном детстве дети всё свободное время посвящают играм. И это очень важно. Взрослые, часто возмущаются из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, ругаются по поводу «перевода» пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано много всякой ерунды. Но эти занятия – важная часть жизни детей, а результаты помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз. Штриховка, шнуровка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку, развивают графо-моторные навыки, необходимые для письма. Вообще, процесс овладения графо-моторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графо-моторные навыки, без которых невозможно успешно подготовить ребенка к школе.
Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ваших детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы, раскраски, конструкторы, настольные игры, пластилин, ножницы и цветная бумага. Мамы, привлекайте своих детей к переборке крупы для каши, папы научите ребят поработать с отверткой. Все эти нехитрые дела, приносят огромную пользу. Давно доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует также и умственному развитию детей. Совместная творческая деятельность с родителями помогает в развитии способностей ребенка. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Давайте же в начале научим детей правильно держать карандаш. Есть несколько способов.
1. Научить ребенка расслаблять мышцы.
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
2. Метод «пинцета».
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами
(большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в
поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш.
3. С помощью мелков.
Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.
4. С помощью салфетки.
Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для
детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
5. Обучающие насадки и ручки-подсказки
Их можно приобрести в канцелярских магазинах. Ручки есть как для правшей, так и для левшей.
Наибольший интерес вызывает использование нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием деревянных планшетов и резиночек, камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них мы хотим вас познакомить на примере сказки.
Приключение весёлого зайчика в зимнем лесу.
Жил в лесу весёлый зайчик.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
Сгибаем и разгибаем указательный и средний пальцы.
Зайка беленький серенький сидит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Исходное положение. Левая рука – зайчик. Правая рука- выпрямленная рука накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Меняем положение рук.
Этот зайчик-под сосной.
Этот зайчик под другой.
Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.
Дали зайцу барабан.
Он стучит: там-там-там!
Любил зайчик быстро бегать и запутывать свои следы.
-Давайте пройдём по следам нашего зайчика, (прокатим шарик, не выходя за пределы дорожки, нарисованной на листе А4 – разные варианты дорожек)
С наступлением зимы он поменял свою серенькую шубку на белую, пушистую, тёплую, и от этого стал ещё веселей.
Штрихуем зайчика (одеваем его в белую шубку)
Пробегая мимо рябины, он увидел снегирей, полюбовался ими и сделал с ними зарядку. Динамическая пауза «Снегири»
Вот на ветке, посмотри. (Ровными руками хлопаем себя по бокам)
В красных майках, снегири. (Гладим себя по груди)
Распушили перышки.
Греются, на солнышке. (Руки в стороны - шевелят пальчиками)
Головой вертят.
Улететь хотят. (Повороты головы вправо, влево)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! (Эмитируем взмахи крыльев) Н. М. Нищева.
Подбежал он к елочке. Берём планшеты с гвоздиками и резиночки и делаем ёлочку по образцу. Отскочил к кустику. Два шага вправо. Прибежал в берёзовую рощу. Три шага вверх. Добежал до опушки леса. Два шага вправо. Спустился к замёрзшему болоту. Два шага в низ. Зайчик запрыгал от радости. Шаг вправо, шаг в низ. На болоте он нашёл много брусники. Обведём красным карандашом ягодки. (раскраска брусника)
Поев бруснички, зайчик вернулся домой в свою тёплую норку, и ещё долго вспоминал о своей прогулке в зимнем лесу.
Игры-упражнения дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом, если они предложены в занимательной форме. Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
Предлагаем вашему вниманию еще одно упражнение. Я зачитаю предложение, которое вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.
Самое главное для развития моего ребенка….
Спасибо за внимание!