МААМ-картинки

Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников (32 фото)

Гюлли Бабаева
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Север – красивый край неизведанной природы, со своими удивительными традициями и обычаями.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение малочисленного народа, его вклад в мировую культуру.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Я Родины себе не выбирал -

Она, как жизнь, даётся от рожденья!

Темочки:

Мне стала вьюжная, суровая земля

Отчеством и точкой становленья!

Откуда в жизнь шагнул, и где иду

У всех, как свечка в юрте, на виду

Эти стихи знаменитого поэта нашего края Ювана Шесталова как нельзя лучше раскрывают отношение к Родине – тому месту на земле, где родился и живёшь.

Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь Дошкольный возраст –пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.

Реализация национально-регионального компонента в дошкольном учреждении сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.

Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Целью этой работы является: формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций Северных народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.

В этом материале представлен опыт работы по данному направлению в подготовительной к школе группе.

Образовательная область «Художественное творчество»предоставляет большие возможности нам, педагогам, для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:

- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их

-формирование эстетического вкуса;

-развитие детского творчества и воображения;

-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов Севера;

-воспитание уважения к талантам Северных народов, к их традициям и обычаям.

Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.

Работу мы начали ещё в старшей группе, где в ходе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов знакомились с коренными жителями округа, их традиционными видами народного искусства, для этого в группе создали много альбомов с наглядным материалом о жизни народов севера.

Использование ТСО подкрепило любознательность детей.

Фото №1 Региональные особенности работы по художественно эстетическому развитию старших дошкольников Север красивый край неизведанной природы со своими удивительными традициями и обычаями

Затем стали оформлять разные выставки:

в холле ДОУ,

Фото №2 Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания

в уголке родного края,

Фото №3 Культура народов Севера достояние всего человечества это творческое самовыражение малочисленного народа его вклад в мировую культуру Фото №4 И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости народных традиций и обычаев сохранить преумножить и передать их будущим поколениям

знакомить родителей с экспонатами наших выставок.

Фото №5 Я Родины себе не выбирал Она как жизнь даётся от рожденья Темочки ИЗО творчество

Хорошей информационной базой для познавательного развития моих воспитанников явилось взаимодействие с городским краеведческим музеем.

Консультации для педагогов Консультации для педагогов и воспитателей Развитие ребенка Материалы для педагогов Родной край краеведение Любовь к родным местам знания об истории культуре и традициях малой родины её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников основ гражданской позиции Ведь Дошкольный возраст пора интенсивного становления личности ребенка Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека его отношение к окружающему миру формируется самосознание и ценности

Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Они помогают детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов, выделять сходства и различия, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Поэтому в игры мы играем много и часто.

Фото №6 А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество

Человек и природа - веками "жили" в единстве. Прекрасной иллюстрацией этого, является орнаментальное искусство народа ханты.

Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.

Фото №7 Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом

Традиционный хантыйский туесок – один их образцов применения орнамента, изготовлен он из бересты. Мы с ребятами тоже освоили этот процесс!

Только для изготовления туеска Мы используем самодельную бересту, которую ребята с большим увлечением изготавливают своими руками.

Эта техника известна под названием «граттаж». Лист плотной бумаги (картона) тонируют гуашью охристого цвета,

Фото №8 Реализация национально регионального компонента в дошкольном учреждении сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом

тщательно натирают свечой,

Фото №9 Целью этой работы является формирование у детей интереса к эстетической стороне

и покрывают ещё одним слоем гуаши.

Фото №10 Родной край краеведение

После высыхания процарапывают стекой или палочкой с острым концом рисунок.

Вот что у нас получилось!

Фото №11 В этом материале представлен опыт работы по данному направлению в подготовительной к школе группе

Хранителями неповторимости природы и национального быта являются произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его картинами.

С этой целью мы знакомимся с творческими работами самобытных художников нашего края: Геннадия Райшева, Николая Фомина и др.

Соприкосновение с этим миром приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение и успокоение, и конечно, новые знания.

Фото №12 Консультации для педагогов изобразительному искусству на основе традиций народов Севера воспитание уважения к талантам Северных народов к их традициям и обычаям

Для знакомства с творческими работами художников созданы электронные слайдовые презентации (тематические «видео-путешествия»).

Традиционные способы изображения (рисование, аппликация) лучше всего помогают выразить эмоции от увиденного и показать умения.

Фото №13 Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того как организована образовательная деятельность дошкольников но и от предметно пространственного мира который их окружает Фото №14 Чаще всего предметный мир а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения Фото №15 Только тогда когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности он начинает проявлять себя как творческая личность

Но,следует помнить, что результаты детского творчества должны обязательно быть продемонстрированы для сверстников, для родителей и для гостей группы.

Фото №16 Использование ТСО подкрепило любознательность детей

Использование же в художественной деятельности нетрадиционных материалов и техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. А результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребят. В этом я убедилась на своих воспитанниках.

Мы с ребятами предлагаем кроме рисования орнамента на искусственной бересте, использовать следующие техники художественного творчества, которые мы испробовали и они нам понравились:

-пластилинография;

Фото №17 Затем стали оформлять разные выставки в холле ДОУ

-«зеркальный эффект» или монотипия;

Фото №18 в уголке родного края

-"фротттаж"– перенесение фактуры на бумагу;

Фото №19 знакомить родителей с экспонатами наших выставок

- рисование угольным карандашом – очень нравится моим воспитанникам.

Фото №20 Хорошей информационной базой для познавательного

- изготовление детских игрушек народа ханты

(например: традиционные куклы Акань и Пакы)

Фото №21 Развитие ребенка Фото №22 Материалы для педагогов развития моих воспитанников явилось взаимодействие с городским краеведческим музеем

Один из видов художественного промысла – резьба по кости, родился в Тобольске. Изделия Тобольской резьбы по кости известны с начала XVIII в.

Традиционные изделия Тобольской резьбы по кости — скульптуры-миниатюры в основном из кости мамонта на темы быта и жизни северных народов.

Фото №23 Дидактическая игра универсальный метод закрепления знаний и умений

Скульптура характеризуется обобщённостью формы и яркой декоративностью. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений. Изделия тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.

Фото №24 Поэтому в игры мы играем много и часто

Магия этого искусства завораживает и детей-дошкольников.

Одну из нетрадиционных техник мы так и назвали с ребятами

- вырезывание по «кости». Только вместо кости мамонта мы используем обычное (белое) детское мыло!

Фото №25 Человек и природа веками жили в единстве

Вот что у нас получилось!

Фото №26 Прекрасной иллюстрацией этого является орнаментальное искусство народа ханты

Проведя такую работу со своими воспитанниками я сделала вывод, что нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Самостоятельная деятельность детей сопровождается спокойной музыкой.

Выводы:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.

4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО – Югры в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.

5. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чём бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке – это идёт от души, а душа народная добра и красива. Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции народов Севера, на земле которых мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Опубликовано: 4 января 2015 в 21:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гюлли Бабаева (УИ 176720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД