Елена Нестерова
Речевые упражнения по автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое упражнение “Без чего предмет?”
Коррекционно-образовательные задачи:
- совершенствовать навыки определения позиции звука [Л] в словах;
- автоматизировать произношение звука [Л] в предложениях;
- формировать навыки анализа предложения;
- закреплять обобщающие понятия: мебель, транспорт, орудия труда, одежда, посуда, продукты питания;
- закреплять умение выделять предлог БЕЗ в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Речевые упражнения по автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
- развивать артикуляционную моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать трудолюбие.
1. “Сломанная мебель”
Задания:
• повторить предложение;
• назвать первое, второе и третье слово в предложении;
• назвать одним словом слова: стол, стул, полка, кресло;
• определить позицию звука [Л] в словах, обозначающих мебель.
Стул без ножки (без спинки/без сиденья).
Стол без ножки (без столешницы).
Полка без стенки.
Кресло без сиденья (без спинки/ без подлокотников/ без ножки).
2. “Сломанный транспорт”
Задания:
• повторить предложение;
• назвать первое, второе и третье слово в предложении;
• назвать одним словом слова: лодка; самосвал; теплоход; велосипед.
• определить позицию звука [Л] в словах, обозначающих транспорт.
Лодка без дна (без весла/ без кормы).
Самосвал без колеса (без кузова/ без руля/ без фары/ без кабины).
Теплоход без мотора (без палубы).
Велосипед без педалей (без руля/без сиденья).
3. “Сломанные орудия труда”
Задания:
• повторить предложение;
• назвать первое, второе и третье слово в предложении;
• назвать одним словом слова: пила, молоток, игла.
• определить позицию звука [Л] в словах, обозначающих орудия труда.
Пила без ручки.
Молоток без ручки.
Игла без ушка.
4. “Старая одежда”
Задания:
• повторить предложение;
• назвать первое, второе и третье слово в предложении;
• назвать одним словом слова: футболка, платье, блуза, плащ.
• определить позицию звука [Л] в словах, обозначающих одежду.
Футболка без рукава.
Платье без пуговицы (без рукава).
Блуза без воротника (без пуговицы).
Плащ без капюшона (без пояса/без кармана/без рукава).
5. “Пустая посуда”
Задания:
• повторить предложение;
• назвать первое, второе и третье слово в предложении;
• назвать одним словом слова: бокал, пиала, солонка, молочник.
• определить позицию звука [Л] в словах, обозначающих посуду;
• дать обобщающее понятие словам: лапша, молоко, булочка;
• определить позицию звука [Л] в словах, обозначающих продукты питания.
Бокал без молока.
Тарелка без лапши (без булочек).
Пиала без чая.
Солонка без соли.
Молочник без молока.
Речевое упражнение “Скоро в школу я пойду”.
Задачи:
- закрепление, активизация, расширение словаря по теме “Школа, школьные принадлежности”;
- автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков в чистоговорках.
Ола-ола-ола, у нас двухэтажная (-трех, -четырех) школа.
Ола-ола-ола, у нас большая (светлая/прекрасная/огромная/современная) школа.
Ал-ал-ал, в школу Владик (Владислав/Владимир/Володя/Кирилл) опоздал.
Ал-ал-ал, первоклассник (третьеклассник/ пятиклассник/семиклассник) задачу трудную решал.
Или-или-или, одноклассники примеры все решили.
Ила-ила-ила, учительница уравнение объяснила.
Ала-ала-ала, Лариса Владимировна на доске слоги (слова/словосочетания/предложения) писала.
Ул-ул-ул, я слова все подчеркнул.
Ил-ил-ил, кто окружность (квадрат/треугольник/прямоугольник/ромб/трапецию) начертил?
Ал-ал-ал, положил на стол пенал.
Ал-ал-ал, в школу я портфель собрал.
Ыл-ыл-ыл, в портфель дневник (тетради/учебники/ручки/линейки/фломастеры/карандаши) я положил.
Ал-ал-ал, тетрадь учителю отдал.
Ил-ил-ил, меня учитель похвалил.
Элом-элом-элом, на доске писал я мелом.
Ил-ил-ил, к доске отличник выходил.
Ал-ал-ал, кто учебник потерял?
Ал-ал-ал, я рассказ пересказал.
Ил-ил-ил, стихотворение учил.
Ал-ал-ал, на уроке читал (писал/рисовал).
Эл-эл-эл, школьный я костюм надел.
Эль-эль-эль, у меня новый (красивый/удобный/тяжелый/красный/желтый/синий/розовый/сиреневый) портфель.
Ас-ас-ас, открываю дверь я в класс.
Ас-ас-ас, у нас очень дружный класс.
Ица-ица-ица, Рита (Рима/Маргарита/Ирина/Марина/Карина/Варвара) примерная (хорошая/отличная) ученица.
Ши-ши-ши, возьми на урок рисования карандаши.
Шу-шу-шу, школьную форму я ношу.
Жак-жак-жак, купили школьный мне пиджак.
Чу-чу-чу, быть отличником хочу.
Чал-чал-чал, на уроке отвечал.
Чал-чал-чал, ученик учителю отвечал.
Арь-арь-арь, прочитал я весь букварь.
Ре-ре-ре, пойдем в школу в сентябре.
Речевое упражнение «Волшебные слова»
Задачи:
- автоматизация свистящих, шипящих сонорных звуков в предложениях;
- закрепление обобщающих понятий.
Задание:
- повторить предложение;
- назвать одним словом представленные в скобках слова;
- назвать «волшебное» слово в предложении;
- придумать предложение с волшебным словом.
Бабуленька, спасибо за вкусные пирожки. (булочки/ватрушки/пряники/печенье)
Дедуленька, прочти, пожалуйста, сказку про волка. (зайца/лису/медведя)
Друг, прокати, пожалуйста, на велосипеде. (мотоцикле/автомобиле/санках).
Владислав, спасибо за нарисованный самолёт. (вертолет/трамвай/троллейбус/автобус/поезд/корабль)
Подружка, научи, пожалуйста, вырезать треугольники. (овалы/круги/многоугольники/квадраты)
Сестрёнка, раскрась, пожалуйста, помидор. (огурец, перец, редис, баклажан)
Папочка, отложи, пожалуйста, пилу. (молоток/отвертку/плоскогупцы)
Мамочка, погладь, пожалуйста, футболочку. (сарафанчик/кофточку/брючки)
Братишка, спасибо за подаренные розы. (ромашки/астры/гладиолусы/лилии/колокольчики)
Маргарита, спасибо за привезённые яблоки. (мандарины/апельсины/персики)
Андрей Петрович, переставьте, пожалуйста, кресло (стул/стол/шкаф/кровать).
Ариша, спасибо за корм для воробьев (голубей/синиц/снегирей/ворон).
Лариса Дмитриевна, спасибо за убранные вазы (тарелки/чашки/блюдца/бокалы/стаканы).
Ребята, спасибо за посаженную рябину (березу/елку/сосну/лиственницу/липу/осину).