Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Весна пришла! Весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Расширение словарного запаса детей:
Существительные:
А,Б: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, льдины, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце.
Прилагательные:
А, Б: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебный, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные.
Глаголы:
Публикация «Речевые игры и упражнения по лексической теме „Весна пришла! Весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
А,Б: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, просыпаются, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, пробивается, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют (гнезда, выводят (птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеют, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.
2. Игровое упражнение «Назови ласково» (ответы ребенка записать) :
Проталина — проталинка
Почка -
Пень-
Лужа-
Лист-
Весна-
Ручей-
Трава-
Огород-
Льдина-
Поле-
Луг-
Гнездо-
Солнце-
Дерево -
Слова для справок: травка, травушка, огородик, солнышко, полюшко, лужок, лужица, деревце, листочек, веснушка, почечка, ручеек, льдинка, гнездышко, пенек.
3. Игровое упражнение «Какой, какое, какая, какие?» - назови 3-5 признака (ответы ребенка записать) :
Солнышко - какое? - яркое, весеннее, лучистое, теплое, блестящее.
Травка - какая? - молодая, зеленая, первая, нежная, долгожданная.
День - какой? -
Деревья - какие? -
Облака - какие? -
Ручей - какой? -
4. Игровое упражнение «Узкий - широкий» (ответы ребенка записать) :
Дорога широкая, а тропинка узкая.
Река широкая, а ручеек
Клумба широкая, а грядка
5. Массаж пальцев рук (на каждую цифру разминание фаланги одного пальца;
направление массажных движений - от ногтевой фаланги к основанию пальца):
Раз - сосульки на карнизе.
Два - проталины в снегу.
Три - звенят ручьи и льдины.
Четыре - тихо плавают в пруду.
П ять - уже расцвел подснежник.
Шесть - и солнца лучик нежный.
Семь - просторы золотит.
Восемь - птицы прилетели.
Девять - слышишь птичьи трели?
Десять - ЭТО все весна, вся округа расцвела.
6. Игровое упражнение «Что делает? Что делают?» - назвать 3 действия (ответы ребенка записать) :
Солнце (что делает)-
Дети (что делают)-
Снег (что делает) -
Почки (что делают)-
Птицы (что делают) -
Гром (что делает) -
8. Игровое упражнение «Посчитай» :
Один ручей - два ручья - пять ручьев;
Один говорливый ручей — пять говорливых ручьев;
Одна сосулька - две сосульки -
Одна блестящая сосулька - две блестящие сосульки -
Одна большая лужа -
Одно высокое дерево -
10. Игровое упражнение «Какое время года? А что наступит потом?»
1. Перечисли времена года. Назови весенние месяцы.
2. Если сейчас зима, то какое время года было до нее? А что наступит потом?
Если сейчас весна, то какое время года было до нес? А что наступит потом?
Если сейчас лето, то какое время года было до него? А что наступит потом?
Если сейчас осень, то какое время года было до нее? А что наступит потом?
7. Игровое упражнение «Один-много» :
Месяц – месяцев
Льдина-
Трава-
Весна-
Птица-
Поле-
Проталина-
Гнездо-
Сад-
Лужа -
Почка -
Грядка -
Ручей -
Листья -
Луч -
Дерево-
Сосулька-
Подснежник-
Слова для справок: весен, листьев, проталин, льдин, ручьев, луж, почек, гнезд, птиц, деревьев, сосулек, лучей, грядок, садов, полей, подснежников, трав.
9. Игровое упражнение «Исправь Незнайкины ошибки», «Составь предложение по опорным словам»:
Дни, а, ночи.
Солнце, поднимается, греет.
Холодов, морозов.
Снег, проталины, набух.
Ручейки, весенние, по полям, лугам.
Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть.
Воздух, весна.
Воробьи, чирикать, приветствовать.
Грачи, стран, родные края.
Материал: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/03/18/domashnee-zadanie-po-leksicheskoy-temevesna