Татьяна Александровна Чикарёва
Речевые игры для развития и коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Доскажи звук»
Цель: Развитие ФС.
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком [Р,].
2. Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]
Ход игры
Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.
Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.
ФОНА…[Рь] ЯКО…[Рь] ХО…[Рь]
СНЕГИ…[Рь] УГО…[Рь] КО…[Рь]
ЯНТА…[Рь] РЫЦА…[Рь] ХВО…[Рь]
БУКВА…[Рь] ЛОДЫ…[Рь] ЦА…[Рь]
СЛОВА…[Рь] КОЗЫ…[Рь] ЛА…[Рь]
Публикация «Речевые игры для развития и коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
ГЛАВА…[Рь] ЛАГЕ…[Рь] ЗВЕ…[Рь]
2.«Замени первый звук»
Цель: Развитие ФС.
Задачи:
1. Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].
2. Следить за четким произношением звука [л’].
Л: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?
Д: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Л: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].
Ход игры
Л: Мёд.
Д: Лёд.
Л: Рейка.
Д: Лейка.
Л: Пень.
Д: Лень.
Л: Вес.
Д: Лес.
Л: Зев.
Д: Лев.
Л: Пекарь.
Д: Лекарь.
Л: Репка.
Д: Лепка.
Л: Печенье.
Д: Леченье.
Л: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?
Д: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.
3. «Придумай слово»
Цель: Развитие ФС.
Задачи:
1. Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].
2. Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].
Ход игры
Л: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р]. Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л].
Д: [р], [л].
Л: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.
Л: Пуд.
Д: Пруд.
Л: Кот.
Д: Крот.
Л: Бак.
Д: Брак.
Л: Бык.
Д: Брык.
Л: Кошка.
Д: Крошка.
Л: Тон.
Д: Трон.
Л: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].
Л: Газ.
Д: Глаз.
Л: Бок.
Д: Блок.
Л: Пан.
Д: План.
Л: Сон.
Д: Слон.
Л: Пот.
Д: Плот.
Л: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.
Л: Сон.
Д: Слон.
Л: Пот.
Д: Плот.
Л: Тон.
Д: Трон.
Л: Газ.
Д: Глаз.
Л: Кот.
Д: Крот.
Л: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?
Д: [р], [л].
Л: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].
Д: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.
7. «Узнай звук»
Цель: Развитие ФС.
Задачи:
1. Закрепить навыки восприятия и правильного употребления в речи звука [р].
Ход игры
Л: Здравствуйте дети. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком [р]. Давайте все вместе произнесем звук [р]. (Дети произносят звук).
Давайте вспомним, что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [р]?
Д: Когда мы произносим звук [р], наши губы улыбаются, между зубами есть небольшая щель, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Л: А звук [р] – согласный или гласный?
Д: Звук[р] согласный.
Л: Звук [р] твердый или мягкий?
Д: Звук [р] твердый.
Л: Звук [р] звонкий или глухой?
Д: Звук [р] звонкий.
Л: Молодцы! А теперь давайте поиграем со звуком [р]. Наша игра называется «Узнай звук».
Л: Я буду произносить слова. Когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз (кровать, самолет, ковер, шуба, шлем, сервант, пушка, картинка).
Л: Молодцы дети. Скажите мне, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Д: Сегодня на занятии мы познакомились со звуком [р].
Л: Молодцы, на этом наша игра закончена.
8. «Хлопни в ладоши»
Цель: Развитие ФС.
Задачи:
1. Закрепить навыки восприятия правильного произношения в собственной речи звука [ш].
Ход игры
Л: Сейчас мы с вами поиграем со звуком [ш]. Давайте вместе со мной пошипим, как это делает змея.
Л: Молодцы ребята!
Л: Теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши».
Приготовим наши с вами ладошки. Я буду вам называть слоги, а вы будете должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слог со звуком [ш].
СА-ША-ЖУ-ШИ-ИЩ-МА-СЫ-ЩА-ШУ-ЧИ-ЖИ
Л: Теперь я буду вам называть слова, а вы, ребята, должны будете хлопать в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш].
КУШЕТКА-ПЛОЩАДЬ-ПОЛУШУБОК-ШУРШАТЬ-СКОВОРОДА-ЛЯГУШКА
Л: Молодцы!