Анна Пустосмехова
Консультация для родителей «Речевые игры для подготовки детей к школе»
«Речевые игры для подготовки детей к школе»
Более успешное развитие личностных способностей происходит тогда, когда оно сопровождается положительными эмоциями. Если родители с удовольствием включаются в игровой процесс, то дети получают массу положительных эмоций, знаний и умений.
Играть с ребёнком можно по дороге домой, в транспорте, дома.
Публикация «Консультация для родителей „Речевые игры для подготовки детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
Игра «Назови слово»
Называем слова на определённый звук.
Вот сколько на «К» я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор (Стихотворение Л. Куклина)
А вот, что на «Т» ты сумеешь назвать?
А на «С»? Теперь на «Ль», «И» на «З» и т. д.
(назвать слова на эти звуки, находящиеся в комнате).
Игра «Цепочка слов»
Необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас.
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
Игра «Весёлые звуки»
На звук «С» взять себя за ухо, а на звук «З» взять себя за нос: санки, сапоги, коса, замок, зонтик, коза, роза, самокат, селедка, космос, зернышко, змея, зубр, щетка, цапля, золото, цветок, ящик, значок, самолет.
Такую же игру можно использовать и на другие парные звуки.
Игра «Большой - маленький братец»
Если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает.
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
Игра «Угадай слово»
Нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, выложенных последовательно, затем составить слово.
Игры на совершенствование пространственных представлений.
Игра «Солнечный зайчик» (необходимо карманное зеркало)
Ищи зайчика, а найдёшь - ответь, куда он спрятался.
Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу».
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать.
Игра «Исправь меня»
Взрослый говорит предложения с предлогами, а ребёнок должен исправить их.
Образец: взрослый говорит: мячик на столе, а ребёнок должен исправить и сказать правильно.
Игры на развитие лексики, грамматического строя и связной речи
Игры с мячом
Игра «Зверюшки»
Назови по- разному
Образец ответа: Зайчик – зайчонок – зайка- …
Игра «Один – много»
Взрослый называет один предмет, ребёнок много.
Образец ответа:
Игра «Я — мы»
Изменять глаголы настоящего времени по числам; согласовывать их с местоимениями «я», «мы».
Игра «Я вижу то, чего не видишь ты»
Взрослый говорит: «Я вижу то, чего не видишь ты и оно … (круглое, зеленое, красное, металлическое, деревянное и т. д.)». Ребёнок должны угадать предмет, который загадал взрослый. Потом ребёнок взрослому загадывает. Игра на развитие внимания, наблюдательности и связной речи.
Игры на развитие лексики, грамматического строя и связной речи
Игра «Подумаю немножко, хлопну по ладошке» -
Мама называет слово (имя существительное). Хлопает по ладошкам ребенка. Ребенок образует от этого слова существительного прилагательное. Хлопает по маминым ладошкам и называет новое слово:
Красота — … красивый.
Доброта — … добрый.
Нежность — … нежный.
Дерево - … деревянный
Игра: «Я пошла в магазин и купила»
Мама называет фрукт, затем ребёнок повторяет фразу мамину и добавляет к 1 фрукту свой и т. д. (внимание, память, словарь).
Игра «Я знаю пять …»
Ребёнок должен назвать 5 любых фруктов. Это могут быть любые группы: деревья, животные и т. д.
Игры на развитие лексики, грамматического строя и связной речи
Игра «Придумай продолжение рассказа»
Взрослый говорит начало рассказа, а ребёнок продолжает. Можно поменяться. Ребёнок придумывает начало, а взрослый конец рассказа.
Игра «Скажи по – другому»
Взрослый называет слово, а ребёнок говорит синоним.
Образец: Турист – путешественник.
Игра «Составь словосочетание»
Вы называете любое слово, связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите белье – утюг, выключать, горячий). Ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.).
Игра «Журналист»
Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель» и др.
Игра «Продолжи слово»
Вы говорите начало слова (первый слог, а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме кухня: Лож - ложка и т. д.
Источники:
1. Т. В. Александрова Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
2. О. Ю. Филимонова Развитие словаря дошкольника в играх.