марина воронина
Речевой этикет у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства ребенок овладевает устной речью в полном объеме, необходимом для свободного пользования ею как основным средством общения и познания. Общение присутствует во всех видах деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка. М. И. Лисина рассматривает общение как определенный, самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. В группах для детей с тяжелыми нарушения и речи осуществляется комплексная коррекция неречевых и речевых нарушений, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически-правильной речью, навыками общения, овладения фонетической системой языка, элементами грамоты.
Публикация «Речевой этикет у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в овладении коммуникативными навыками, что обусловлено не только недоразвитием основных компонентов языковой системы, но и тем, что на определенном этапе при наличии языковых средств, выражено снижение коммуникативной активности и затруднение процесса межличностного взаимодействия, что оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации, отражается на дальнейшем обучении и социализации. Проблема овладения коммуникативными навыками детей с нарушениями речи является предметом исследования в области коррекционной педагогики.
С переходом к старшему дошкольному возрасту, с появлением новых видов деятельности, расширяется и выходит за рамки узкосемейных связей и отношений круг общения ребенка. Недоразвитие речи старших дошкольников затрудняет все формы общения со сверстниками и взрослыми. Недостаточная сформированность структурных компонентов языка: фонетического, лексического, грамматического, неумение свободно и связно излагать свои мысли приводит к снижению потребности в общении, создаются трудности установления контакта. Проявляются особенности поведения: робость, нерешительность, скованность, неуверенность, смущение, негативизм. Неумение ориентироваться в ситуации общения, неумение поддерживать разговор, вслушиваться в чужую речь, недостаточная сформированность связной диалогической речи, как основного средства общения дошкольников, снижает коммуникативную активность детей и межличностное взаимодействие. Также у старших дошкольников с ОНР отмечается недостаточное владение этикетной лексикой и этикетным речевым поведением. Дети искажают структуру этикетного высказывания, испытывают затруднения изложить просьбу, поблагодарить, попросить прощение, спросить разрешение и т. д. Важная целенаправленная составная часть работы по преодолению ОНР - коррекция нарушений коммуникативных навыков детей, особую значимость в этом процессе приобретает обучение детей речевому этикету.
Речевой этикет это совокупность всех этикетных речевых средств и правил их использования в тех или иных ситуациях (Русский язык. Энциклопедия.).
Овладевая этикетной лексикой, ребенок усваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами. В работе таких ученых, как О. С. Ушакова, З. И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения. Основы культурного речевого общения закладываются в дошкольном возрасте и используются впоследствии в течение всей жизни.
Обогащение речи детей этикетной лексикой и знакомство с правилами речевого этикетного поведения в разных ситуациях общения, на всех этапах коррекционно-развивающей работы, включает в себя контактные этикетные формы : привлечение внимания, обращения, умения приветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, представиться и спросить имя, извиниться, попросить прощения, поблагодарить, поздравить с праздником, выразить пожелание, попросить разрешение на выполнение какого-либо действия, отреагировать на просьбу благодарностью, согласием/несогласием, предложить что-то, отказаться от чего-либо, отреагировать на предложение собеседника, выражение удовольствия, огорчения, недовольства, сопереживания, сочувствия, ободрения, поддержки, выражение вежливой просьбы.
Овладение речевым этикетом и правилами речевого поведения в различных ситуациях общения способствует:
• установлению контакта и положительного взаимодействия
• повышению потребности и мотивации к общению
• созданию доброжелательных отношений с окружающими
• регулированию речевого поведения : тональность форм обращения, употребление «ты-вы»
• расширению круга этических поведенческих понятий, усвоению норм нравственных отношений
• развитию речи: обогащает речь этикетной лексикой и речевыми этикетными эталонами, необходимыми в повседневном общении
• совершенствованию коммуникативных навыков детей
Формирование речевого этикетного поведения и обогащение речи детей этикетной лексикой осуществляется на основе комплексно-тематического планирования с учетом речевых и индивидуальных особенностей детей в НОД, во взаимодействии всех участников образовательного воспитательного процесса с привлечением родителей.
Игровое пространство групповой комнаты организовано таким образом, чтобы у детей постоянно возникала необходимость в общении.
В интегрированный образовательный процесс включаются ситуации, где детям необходимо использовать формы речевого этикета и речевого поведения в разных ситуациях общения.
Коррекционно-развивающий процесс имеет четкую коммуникативную направленность и осуществляется целенаправленно в любых организованных формах, беседах, режимных моментах, в специально смоделированных ситуациях, в различных играх. В процессе НОД используются игры, создаются различные игровые ситуации для реализации цели каждого этапа коррекционной работы. Педагог вовлекает детей в общение, организуя игру: подвижные игры, игры с правилами, дидактические игры, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения. Одним из действенных методов формирования коммуникативных навыков являются разные виды коммуникативных игр и их систематическое использование: «Знакомство», «Назови ласково», «Передай привет другу», «У меня есть три друга/подруги», «Гости», «Секрет», «Зеваки», «Каравай» и др.
Овладение речевым этикетом и правилами его использования, умение пользоваться речевыми этикетными эталонами как составной частью речевого общения, является необходимым условием успешной социальной адаптации старших дошкольников с ТНР.