Тамара Грузинова
Речевое развитие в подготовительной группе «Звуки [П], [Б]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей различать на слух звуки [п, б]; дать понятие слог; учить детей делить слова на слоги; развивать объяснительную форму речи; закреплять пространственные предлоги; работать над лексическим значением слова уйма.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, кукла бабушка, ящик с предметами.
Ход занятия:
I. Воспитатель. На прошлых занятиях мы играли со звуками [к], [г], [х] и многое о них узнали. Какие это звуки? Почему?
- Согласные. Воздушная струя встречает препятствие при выходе изо рта; эти звуки нельзя спеть и даже потянуть.
Публикация «Речевое развитие в подготовительной группе „Звуки [П], [Б]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
II. 1. Воспитатель. Ребята, посмотрите у меня в руках кукла бабушка. Давайте с ней познакомимся. Бабушку зовут Полина. Она познакомит вас с новыми звуками. Один звук слышится в её имени. Как её имя.
- Полина.
Воспитатель. Назовите первый звук в этом слове.
- Звук [п].
Воспитатель. Полина кто?
- Бабушка.
Воспитатель. Назовите первый звук в этом слове.
- Звук [б].
2. Анализ артикуляции.
Воспитатель. Со звуками [п] и [б] мы и будем играть, но сначала давайте узнаем, как они образуются. (Проводится работа с зеркалами)
Посмотрите в зеркало, произнесите звук [п]. Что произошло с губами?
- Они плотно сжались, а потом открылись.
Воспитатель. Что помешало спокойному полёту воздушной струи?
- Губы.
Воспитатель. Губы стали препятствием. Значит, какой это звук?
- Согласный.
По аналогии разбирается артикуляция звука [б].
3. Воспитатель. У бабушки Полины в ящике комода хранится уйма разных вещей, очень нужных и полезных. Вы знаете, что такое уйма?
- Уйма – это значит очень много. ( Примеры: «У моего брата уйма игрушек».
4. Воспитатель. Итак, у бабушки Полины уйма вещей. Вот они. (предметы находятся в ящике). назовите их, но не все сразу. Сначала только со звуком [б], а потом со звуком [п].
- Бусы, бумага, батарейка, коробочка, пуговица, пузырек, пояс, лампочка.
5. Воспитатель. Объясните, для чего нужны эти предметы. (Отрабатывается объяснительная форма речи). Например: «Бумага нужна для того, чтобы на ней рисовать и писать….
III 1. Воспитатель. Дети, посмотрите, какой в ящике порядок. Расскажите, как вещи расположены относительно друг друга. (Дети составляют предложения, используя предлоги: над, под, между, за, перед).
- Бумага лежит под бусами.
2. Воспитатель. Эти вещи не только хранятся в порядке, но бабушка за ними ухаживает, протирает их. А ещё она умеет называть их как-то по-особенному: протяжно, напевно. Послушайте: бу-ма-га, лам-поч-ка.
Воспитатель. Ребята, это бабушка Полина учит нас делить слова на части. Эти части в слове называются слогами. Попробуем и мы так же пропеть эти слова.
3. Воспитатель. Бабушке Полине нужны предметы, состоящие из двух слогов. Найдите их.
- Бусы, пояс.
IV. Развитие мелкой моторики. Нанизывание бус.
Воспитатель. Знаете, зачем бабушке Полине понадобились эти предметы? Она собирается на спектакль. Но вот беда: бусы рассыпались. Помогите собрать бусы на нитку.
V. «В лесу». Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.
Воспитатель. Ребята, представьте, что вы гуляете в лесу. Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться.
Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга. При этом они говорят, сколько слогов в названии имени. Например: «Ма-ша (два слога)»