ольга игнатенко
Конспект занятия по речевому и познавательному развитию на тему «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие. Познавательное развитие. «Посуда» четвёртый год обучения
Программное содержание:
Образовательные:
-формировать обобщающее понятие «посуда» ее назначении; закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме,
-образовывать прилагательные от существительных; учить суффиксальному способу образования существительных.
-формировать умение объединять предметы по общим признакам.
- учить использовать слова, обозначающие материал изготовления
Публикация «Конспект занятия по речевому и познавательному развитию на тему „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
предмета (деревянный, стеклянный, железный и т. д.)
- развивать навыки объяснительной, связной речи.
Развивающие :
- развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
-развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
-обогащать эмоции детей.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- продолжать воспитывать у детей познавательные мотивы деятельности;
Оборудование: посуда,маски,разрезные картинки,мяч, клубок, презентация «Посуда».
Предварительная работа: чтение художественной литературы - К. Чуковский «Федорино горе». Подготовка презентации.
Приемы и методы: игровой, беседа, рассказ, наглядный, словесный, игра.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Слайд 1
Воспитатель: Доброе утро!
Дети. Доброе утро!
В. Все вы здоровы?
Д. Да! Мы здоровы!
В. Рада вас видеть!
Д. Рады вас видеть!
В. Что будем делать?
Д. Будем заниматься!
В. А потом играть и развлекаться!
Звучит детский плачь.
Воспитатель: А кто же у нас тут так плачет? Давайте посмотрим.
Дети: (перечисляют все что видят) (изображения – кастрюля, сковорода, ложка, половник и т. д.)
2. Основной этап.
Воспитатель: А как же она здесь оказалась? И сказала мне посуда :
Слайд 2
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она.
- Ребята вы догадались от кого убежала посуда? Правильно, от бабушки Федоры. А почему же посуда убежала от нее? (дети отвечают)
Слайд 3
И прибежала посуда к нам в детский сад. Давайте не будем ее обижать и познакомимся с ней.
Слайд 4
Воспитатель: Как одним словом можно назвать все эти предметы?
Дети: Посуда
Воспитатель: Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?
Дети: К столовым приборам относятся ложка, вилка и нож
Слайд 5
Воспитатель: Правильно!
Слайд 6
Воспитатель: В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда?
Дети: Пищу готовят в кухонной посуде. К ней относится кастрюля, сковородка, противень
Слайд 7
Воспитатель: Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? Как называется эта посуда?
Дети: Посуда, из которой мы пьём чай, называется чайной, к ней относятся чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница.
Слайд 8
Воспитатель: а как называется посуда, из которой мы едим (принимаем пищу)
-назовите столовую посуду.
Дети: Эта посуда называется столовой.) Это глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница.
Воспитатель :Так какая бывает посуда по назначению?
Слайд 9
Дети: Посуда по назначению бывает кухонная, столовая и чайная
Воспитатель :Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Расставим посуду по своим местам» : отдельно столовую, кухонную, чайную.
(Игра «Расставим посуду по своим местам)
Слайд 10,11,12
Слайд 13,14,15,16,17,18,19
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая, пластиковая посуда.
Посуду делают из разных материалов. Сейчас мы с вами поиграем в дидактическое упражнение с мячом «какая бывает посуда?» по материалу.
(дидактическое упражнение с мячом «какая бывает посуда?»)
Чайник сделан из железа. – Чайник, какой? (спросить по очереди всех детей)
Блюдце сделано из фарфора. – Оно какое?
Ложки из серебра? – Они какие?
Нож из металла. – Он какой?
Кувшин из хрусталя. – Он какой?
Поднос из пластмассы. – Он какой?
Ложка из дерева. – Она какая?
Нож из стали (стальной)
Вилка из металла …. (металлическая)
Кастрюля из алюминия …. (аллюминевая)
Стакан из стекла. – Какой он?
Воспитатель: Ребята, чтобы с посудой не случилось того, что случилось у Федоры, которая её не берегла и не мыла, к ней нужно относится бережно. Вы знаете, как нужно ухаживать за посудой?
Дети: посуду надо мыть,вытирать, чтобы она всегда была чистой.
Слайд 20,21,22
Воспитатель: Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть. Сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой и моющими средствами. Затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку или вытирают, убирают в шкаф.
Мы тоже с вами знаем, как нужно ухаживать за посудой.
(Динамическая пауза)
Вариант1 «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают)
Будем маме помогать (хлопают в ладоши)
Быстро чашки мы помыли (круговые движения ладонями)
Про тарелки не забыли (круговые движения ладонями)
Всю посуду мы убрали
Очень сильно мы устали. (разводят руками в стороны)
Воспитатель: Перемыли всю посуду, она стала чистая, так и хочется назвать её ласково.
А у меня есть вот такой клубочек. Хотите поиграть? Игра с клубком «назови ласково» (дети встают в круг, и передают клубочек, по кругу) - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т. д.
(Игра с клубком «Назови ласково»)
Воспитатель: Представьте дети, что было бы, если бы не было посуды? Для чего она нужна?
Дети: Посуда нужна для приготовления пищи, для еды и питья, для хранения продуктов и т. д. Если не было посуды, то люди бы тогда ели руками. Они превратились бы в дикарей.
Воспитатель: Я с вами согласна
А теперь давайте поиграем в игру «Как называется?»
Вам надо сказать,как называется посуда в которую надо положить ….
Слайд 23
(игра «Как называется посуда)
Слайд 24
Воспитатель: Ребята посмотрите какие предметы спрятались на картинке?
Инсценировка «Праздник посуды».
( действующие персонажи в соответствующих костюмах: кастрюля, сковорода, чайник, чашка, самовар, тарелка, хлебница, ложка, кухонный нож, вилка; ведущая).
Ведущая: Нашу кухню однажды колдун посетил
И посуду своим волшебством оживил.
И решила посуда, что нынче она
Рассказать о себе всем ребятам должна.
1Кастрюля: Я – кастрюля! В кухне вашей
Вам варю борщи и каши,
И картошку, и бульоны,
И супы, и макароны.
2Сковорода:Ну-ка, отвечайте четко:
Для чего вам сковородка?
Без меня, сковороды,
Не пожарить вам еды!
3Чайник: Я – звонкий чайник со свистком,
Я с детства каждому знаком.
И, если чайник засвистел,
То, значит, чай уже вскипел! (свистит)
4Самовар: Я – пузатый самовар,
От меня исходит жар:
Я, как паровоз, пыхчу.
Людям воду кипячу!
(входит пыхтя)
5Тарелка: Я – тарелка суповая,
(входит жеманно) Из фарфора, расписная.
Создана для первых блюд,
И меня все берегут!
6Хлебница: Хлебница – для хлеба дом
Сохраняется он в нем.
(входит, держа на полотенце каравай
хлеба)
7Ложка: Ложку каждый уважает,
Мною борщ и щи хлебают.
Если чай с пирожным пьют,
Тоже ложечку берут.
8Кухонный нож: Знают хозяйки, как я хорош –
Остро наточенный кухонный нож.
Но обращайтесь со мной осторожно –
Ножиком больно порезаться можно!
9Вилка: Вот, знакомьтесь, перед вами –
Вилка с длинными зубцами.
Мной яичницу едят, и сосиски, и салат.
Но со мною не шутите – вилкой в глаз не попадите!
Настя : Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют,
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты.
В ней готовят сотни блюд,
Варят, жарят и пекут.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем за собою убирать,
Чисто мыть и протирать!
А артистам вы могли бы,
Дружное сказать: «Спасибо!»
Воспитатель: Почему же посуда убежала? (ответы). Пока посуда бегала по лесам да по болотам,
она вся потрескалась, а некоторая и побилась. Может мы попробуем ее склеить
(дети берут конверты с разрезными картинками и собирают изображение)
Если бы Федора была аккуратной, следила за своей посудой, что бы тогда
произошло? (рассуждения детей). А от вас дома посуда не убегает? Расскажите, как вы ухаживаете за ней? (рассказы детей). Что же случилось с Федорой в конце сказки? Давайте вспомним слова Федоры:
Слайд 25
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать!»
Молодцы, многое вы сегодня узнали о посуде.
Слайд 26