Татьяна Григорьева
Конспект занятия по познавательному развитию «Из чего делается посуда?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закреплять представление детей о том, что одинаковые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материала. Уточнить, какие признаки отличают один материал от другого: внешний вид, прочность, хрупкость, пластичность, окрашиваемость, способы обработки, использование. Подчеркнуть, что на изготовление вещей затрачивается труд людей. Вещи – друзья человека, к ним нужно бережно относиться, правильно ими пользоваться.
Демонстрационный материал:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Из чего делается посуда?“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Посуда из разного материала, красивая по форме, по цветовой гамме. Наборы из глины, фарфора, дерева, металла, стекла, пластмассы. В каждом наборе не менее 8-10 предметов. Предусмотреть фон для расстановки предметов, чтобы получилась красивая композиция (салфетки, подносы и др.).
Ход занятия:
Посуда из разного материала помещается в коробку или ящик, и каждый ящик украшается, завязывается шнуром, как посылка (необыкновенный - сказочный ящик).
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс нам необычную посылку. Давайте посмотрим, что там внутри?
(Предметы посуды, вынимаются из посылке, располагаются на столиках так, чтобы дети их хорошо видели, могли взять в руки, сравнить по виду, весу, форме, цвету и т. д.).
Воспитатель: Дети, вы уже знаете, что предметы бывают разного цвета, формы, величины. Разные предметы изготавливаются разными мастерами, которые пользуются разными инструментами и используют разный материал.
Сегодня мы узнаем, из каких материалов делают посуду. Вот в этой посылке нам прислали разную посуду. Посмотрим, из каких материалов она.
Каждый ребёнок вынимает по очереди какую – либо одну вещь: горшочек, кружку, мисочку, кувшинчик, тарелочку, маслёнку и т. д. Воспитатель разрешает посмотреть и потрогать посуду руками. После того как дети посмотрели все предметы, воспитатель спрашивает, догадались ли дети, что посуда, которую они достали, сделана из разного материала, и предлагает собрать на каждом столике отдельно посуду из глины, фарфора, стекла, пластмассы, дерева. Дети переносят посуду на столики. Воспитатель вместе с детьми переходит от столика к столику и рассказывает:
- Глиняную посуду люди научились делать давно. Глины всюду очень много. Глина мягкий материал, она хорошо поддаётся лепке.
Потом появился фарфор. Фарфоровая посуду тоже изготавливается из глины, но белого цвета. Фарфор – хрупкий материал, при лёгком ударе посуда разбивается. Но фарфоровая посуда очень красивая, лёгкая. Из фарфора изготавливаются чайная и столовая посуда, вазы, фигурки зверей и т. д.
Широко используется посуда из металла. Она изготавливается из разных металлов. Посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличаются прочностью, стойкостью к высоким температурам. Она используется для приготовления пищи. Наиболее распространённой в настоящее время является посуда из легкого металла – алюминия. Она имеет красивый серебристый цвет, очень прочная, лёгкая, хорошо моется. Из алюминия изготовляют кастрюли, сковородки, ложки и т. д.
Особенностью стекла как материала является прозрачность, способность отражать разные цвета, переливы цвета. Из стекла создают на специальных стекольных заводах очень красивую посуду : кувшины, вазы, бокалы, стаканы, подарочные наборы и др. в отличие от других материалов; оно раскалывается от лёгкого удара, нажима, переноса, падения, лопается при жаре и холоде. Посуда из стекла требует бережного обращения.
Широко используется материал, который называется пластмасса. Из него изготавливается вспомогательная посуда : тарелочки, вазы, стаканчики и др. Для приготовления пищи посуда из пластмассы не годится, так как при высокой температуре она плавится, не употребляется пластмассовая посуда и для горячей пищи, горячей воды. Отличительными качествами её является цвет. Пластмассовая посуда очень лёгкая, тонкая, но не прочная, легко бьётся.
Долгое время материалом для посуды было и дерево. Из дерева делались кадушки, миски, корытца, ложки и другие предметы. Они остаются и в настоящее время, но всё больше вытесняются предметами из других материалов. Особое место приобретают сувенирные изделия из дерева: расписанные настенные тарелочки, точёные яички, бочонки, вазы, стаканчики, мисочки и др.