МААМ-картинки

Речевое развитие по ФОП

Татьяна Куракина
Речевое развитие по ФОП
▼ Скачать + Заказать документы

Речь необходима человеку для общения. Одним из главных критериев развития дошкольника является речевое развитие.

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

• владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;

• формирование правильного звукопроизношения;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• развитие фонематического слуха;

• обогащение активного и пассивного словарного запаса;

Публикация «Речевое развитие по ФОП» размещена в разделах

• развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);

• ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература, формирование их осмысленного восприятия;

• развитие речевого творчества;

• формирование предпосылок к обучению грамоте.

В новых стандартах есть несколько основных направлений речевого развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование словаря.

2. Звуковая культура речи.

3. Грамматический строй речи.

4. Связная речь.

5. Подготовка детей к обучению грамоте.

6. Интерес к художественной литературе.

Все это - основа будущего чтения и письма + зрительное восприятие, моторика, зрительно-моторные координации, память и прочее.

Давайте немного подробнее остановимся на каждом направлении.

Речевое развитие детей 3-7 лет включает в себя и формирование словарного запаса детей, и звуковую культуру речи, и связную речь, и ее грамматический строй. Что все это значит?

Развитие словаря – процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирование умения их использовать в конкретных условиях общения.

К звуковой культуре речи относится:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения (развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики речевого аппарата).

2. воспитание орфоэпически правильной речи (умение говорить согласно нормам литературного произношения).

3. формирование выразительности речи (умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями).

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых

Связная речь дошкольника - это база для формирования учебных компетенций.

Уровень развития связной речи – важный показатель речевой и когнитивной готовности ребенка к усвоению учебных навыков в школе. Для успешного овладения школьной программой потребуются умения:

- словесно выражать свои мысли;

- выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи;

- строить предложения и связные высказывания.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:

• развернутость,

• произвольность,

• логичность,

• непрерывность,

• програмированность.

Овладение связной речью возможно только при наличии:

• определенного уровня сформированности словаря;

• грамматического строя речи;

• навыка построения связного высказывания.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Грамота – это чтение и письмо. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит и от его успехов не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Интерес к художественной литературе.

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение чувствовать образность и ритм родной речи.

В области речевого развития по ФОП ДО основными задачами образовательной деятельности являются:

Задачи речевого развития:

1. овладение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря;

3. развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4. развитие речевого творчества;

5. знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. развитие фонематического слуха;

7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:

• Речевая деятельность в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год): слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова.

• Речевая деятельность в раннем возрасте (1-3 года): понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь.

• Речевая деятельность детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет): слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь.

Методы, приёмы и формы развития речи дошкольников

Метод обучения – способ работы воспитателя и детеи, обеспечивающии приобретение детьми знании, умении и навыков.

В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.

1. Наглядные методы

2. Словесные методы

3. Практические методы

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Приём – это элемент метода. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на:

1. Словесные. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

2. Наглядные. К ним относятся показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

3. Игровые. Могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приёмы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

Основной формой нашей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Так же в нашей работе, как одну из форм, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

И, конечно, главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств).

Публикации по теме:

Иллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитиеИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие по ФОП
Опубликовано: 15 октября 2023 в 15:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие по ФОП» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Куракина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД