Татьяна Куракина
Речевое развитие по ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Речь необходима человеку для общения. Одним из главных критериев развития дошкольника является речевое развитие.
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
• формирование правильного звукопроизношения;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• обогащение активного и пассивного словарного запаса;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
• ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература, формирование их осмысленного восприятия;
• развитие речевого творчества;
• формирование предпосылок к обучению грамоте.
В новых стандартах есть несколько основных направлений речевого развития детей дошкольного возраста:
1. Формирование словаря.
2. Звуковая культура речи.
3. Грамматический строй речи.
4. Связная речь.
5. Подготовка детей к обучению грамоте.
6. Интерес к художественной литературе.
Все это - основа будущего чтения и письма + зрительное восприятие, моторика, зрительно-моторные координации, память и прочее.
Давайте немного подробнее остановимся на каждом направлении.
Речевое развитие детей 3-7 лет включает в себя и формирование словарного запаса детей, и звуковую культуру речи, и связную речь, и ее грамматический строй. Что все это значит?
Развитие словаря – процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирование умения их использовать в конкретных условиях общения.
К звуковой культуре речи относится:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения (развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики речевого аппарата).
2. воспитание орфоэпически правильной речи (умение говорить согласно нормам литературного произношения).
3. формирование выразительности речи (умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями).
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых
Связная речь дошкольника - это база для формирования учебных компетенций.
Уровень развития связной речи – важный показатель речевой и когнитивной готовности ребенка к усвоению учебных навыков в школе. Для успешного овладения школьной программой потребуются умения:
- словесно выражать свои мысли;
- выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи;
- строить предложения и связные высказывания.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:
• развернутость,
• произвольность,
• логичность,
• непрерывность,
• програмированность.
Овладение связной речью возможно только при наличии:
• определенного уровня сформированности словаря;
• грамматического строя речи;
• навыка построения связного высказывания.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Грамота – это чтение и письмо. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит и от его успехов не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Интерес к художественной литературе.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение чувствовать образность и ритм родной речи.
В области речевого развития по ФОП ДО основными задачами образовательной деятельности являются:
Задачи речевого развития:
1. овладение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря;
3. развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4. развитие речевого творчества;
5. знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
6. развитие фонематического слуха;
7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
• Речевая деятельность в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год): слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова.
• Речевая деятельность в раннем возрасте (1-3 года): понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь.
• Речевая деятельность детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет): слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь.
Методы, приёмы и формы развития речи дошкольников
Метод обучения – способ работы воспитателя и детеи, обеспечивающии приобретение детьми знании, умении и навыков.
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.
1. Наглядные методы
2. Словесные методы
3. Практические методы
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Приём – это элемент метода. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на:
1. Словесные. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
2. Наглядные. К ним относятся показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
3. Игровые. Могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приёмы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Основной формой нашей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.
Так же в нашей работе, как одну из форм, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
И, конечно, главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы.
Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств).