Лариса Ушакова
Речевое развитие младших дошкольников в процессе музыкально-театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: раскрыть методы музыкальной театрализации, способствующие речевому развитию младших дошкольников.
Методы работы: метод изучения, анализа и обобщения литературы.
Статья предназначена для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Новые результаты: рассмотрены методы музыкальной театрализации, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Вывод: методами музыкальной театрализации, способствующими речевому развитию младших дошкольников, являются игра-драматизация, логоритмика, драматизация.
Ключевые слова: музыкальная театрализация, младшие дошкольники, речевое развитие.
Аннотация. Одним из способов формирования культуры речи и общения является нахождение соответствующих средств, в данном случае, музыкальной театрализации. Благодаря применению методов музыкальной театрализации : игры-драматизации, логоритмики и драматизации происходит развитие активной речи у ребенка за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата, расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми, освоение элементарных этических понятий, формирование эмоциональной отзывчивости, воспитание культуры общения.
Вопросами развития речи у детей занимались многие авторы: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. В последние годы данной проблеме в нашей стране были посвящены работы И. Н. Горелова, Е. И. Исениной, Н. И. Лепской и др.
Федеральные государственные образовательные стандарты в дошкольном образовании (далее ФГОС ДО) направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Однако, по мнению директора Департамента общего образования Е. Л. Низиенко, анализ обращений, поступающий в Минобрнауки России из дошкольных образовательных отделений, муниципальных органов управления образованием, показал, что и практические работники дошкольных отделений, и представители органов управления образованием испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью реализации структуры основной образовательной программы дошкольного образования.
В ФГОС к основной общеобразовательной программе ДО определены обязательные образовательные области и их основные задачи. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Активный поиск этих подходов стимулирует профессиональное творчество педагогических коллективов дошкольных образовательных отделений. Кроме того, Стандарт ставит задачу организовать обучение детей таким образом, чтобы музыкальное образование интегрировалось с другими образовательными областями и способствовало развитию способностей и определенных качеств личности ребенка. Такой формой интеграции может стать музыкальная театрализация. Она же может стать и определенным способом речевого развития детей.
По мнению ученых Б. М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой и др., музыкальные способности есть у каждого ребенка, но у одних детей они лучше развиты, у других – хуже в силу особенностей физиологического развития. Если создать окружающую музыкально-художественную среду, систематически заниматься с ребенком, то его музыкальные способности развиваются. Через музыкальное искусство малыш познает мир, развивается эмоционально, учится говорить и общаться, красиво двигаться. Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли. Отметим, что согласно возрастной периодизации младший возраст включает детей от трех до четырех лет (Д. Б. Эльконин).
На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают и т. д.).
В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Дети, так же как и взрослые, - ценители музыкального искусства, чрезвычайно ярко и с особым увлечением реагируют прежде всего на эффект воссоздания различных жизненных ситуаций, образов, человеческих чувств. Как показывают исследования в области дошкольной педагогики, у детей дошкольного возраста вызывают интерес предметные игры, концерты-загадки, игры-конкурсы, музыкально-дидактические, ролевые игры, игры-драматизации. Все игры объединены музыкой, она в них – главный герой. Игры-драматизации принадлежат театральной сфере, поэтому предполагают представление участникам какой-либо ситуации или сюжета. В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Здесь ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность данного метода музыкальной театрализации, способствующему развитию речи младших дошкольников.
Немаловажен тот факт, что игра находится на разном уровне развития у тех или иных детей, поэтому следует учитывать и психологические факторы: поддерживать детей в игре, давать яркие игровые роли, особенно застенчивым, неуверенным, неактивным. Таким образом, педагог, использующий в работе музыкальную театрализацию, совмещает в своем лице воспитателя, актера, ведущего, игрока, побуждая детей к выполнению аналогичных ролей.
Еще одним из видов речевой работы, являющейся разновидностью музыкально-театральной деятельности выступает логоритмика. Она состоит из трех компонентов: музыка, движение, речь. Главный принцип работы логоритмики – активизация речевой активности детей за счет введения движения, эмоционально поддерживающей музыки и слова.
Занятия логоритмикой с младшими дошкольниками строятся на основе игрового обучения и включают в себя двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка и театрализация. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом.
Таким образом, методом логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей, упражняться в автоматизации звуков.
Следующим методом, применяемым на практике и имеющим большое значение для развития речи младших дошкольников, является драматизация. Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием; она ближе, чем другой вид творчества, связана с игрой и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Сущность драматизации заключается в воспроизведении прочитанного взрослым или услышанного самим ребенком текста через использование мимики, жестов, интонации, позы, то есть всевозможными средствами выразительности. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения – все может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.
Представленные методы музыкальной театрализации : игра-драматизация, логоритмика, драматизация, позволяют эффективно воздействовать на речевое развитие младших дошкольников, стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дети стараются говорить четко, чтобы зрители их понимали.
Список используемой литературы:
1. Ветлугина Н. А. Вопросы музыкальной педагогики : Вып. 5. Сб. статей / Ред. – сост. В. А. Натансон, Л. В. Рощина. – М. : Музыка, 1984. – 134с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Изд. 5-е, испр. – М. : «Лабиринт», 1999. – 352 с.
3. Горелов И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе / И. Н. Горелов. – Челябинск: ЧГПИ, 1974. – 116с.
4. Груздова И. В. Навстречу музыке : музыкальные игры и занятия для детей / И. В. Груздова, Е. К. Лютова, Е. В. Никитина. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н / Д: Феникс, 2011. – 254 с. – (Мир вашего ребенка).
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : Младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников : 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011. – 256 с. – (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
7. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
8. Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. М., «Просвещение», 1971. – 96 с.
9. Исенина. Е. И. Развитие личностной семантики и структуры диалогического взаимодействия у детей младшего и раннего возраста // Проблемы семантики. Психологические исследования. Тверь, 1991. – С. 135 – 144.
10. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с: - (Логопед в ДОУ).
11. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М. : РГГУ, 2013. – 311 с.
12. Музыкальный театр в детском саду: Конспекты НОД. ФГОС в ДОО. 2-е изд. /Сост. : Минина Т. А., Заботина О. П. – М. : УЦ «Перспектива», 2015. - 136 с.
13. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-Синтез, 2015. – 368 с.
14. Радынова О. П., Катинен А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. : Наука, 1947. – 335 с.