МААМ-картинки

Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности

Альбина Турежанова
Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности
▼ Скачать +Заказ

А. Ж. Турежанова,

воспитатель МДОУ «Д/с № 141 о. в.»

Речевое развитие как процесс : условия протекания и закономерности

По мнению психолингвистов, процесс усвоения языка – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Он не ограничивается рамками раннего возраста, но охватывает собою всю жизнь индивида ( Психолингвистика 2006: 219). Однако «основные факты речевого онтогенеза» относят обычно к периоду от рождения до 7 лет (Там же).

Публикация «Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности» размещена в разделах

Успешность процесса определяется рядом факторов, имеющих как биологическую, так и социальную природу:

1) достаточный уровень сформированности (созревания) нервной системы;

2) сформированность периферического артикулярного и слухового аппарата, позволяющих ребенку говорить и воспринимать обращенную к нему речь;

3) сформированность всех составляющих высшего уровня психики: интеллекта, мышления, памяти, внимания, эмоций;

4) овладение разными видами неречевой деятельности;

5) осознание потребности в коммуникативном взаимодействии с окружающим миром, что предполагает наличие благоприятной социальной среды – доброжелательного отношения со стороны окружающих, продолжительного общения, должного воспитания и обучения. «Для того чтобы овладеть языком, ребенку необходимо получать правильные образцы речи окружающих» ( Там же: 296).

Отсутствие любого из названных факторов делает процесс овладения языком невозможным, либо в значительной степени его затрудняет (например, патология слухового аппарата может стать причиной немоты; а отсутствие благоприятной социальной среды ведет к аутизму).

Дети отличаются друг от друга темпами прохождения процесса усвоения языка.

Процесс речевого онтогенеза членится на несколько этапов:

1-й доречевой или подготовительный (с момента рождения до 11 месяцев или года);

2-й – словесный, дограмматический, или этап первичного усвоения языка (длится до конца второго года);

3-й этап усвоения грамматики (продолжающийся до 5-6 лет).

А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза. Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи: у них быстро растет словарь, причем преобладает предметная лексика. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые» ( Бурлачук 2005: 87).

Первый год жизни, несмотря на то, что ребёнок ещё не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. Большинство современных исследователей склонны признавать, что дети начинают реагировать на речь окружающих буквально с первых дней жизни.

Первый этап, в свою очередь, делится на три периода: крика и плача (до 2 месяцев); гуления (2-5 месяцев) и лепета (5-11-12 месяцев) ( Асташина 2008: 5). Крик – первая голосовая реакция ребенка. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию. Оформляться крик может по-разному: 1) может оформляться как сигнал удовольствия; 2) наоборот, как сигнал неудовольствия; 3) нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед сном. Ребёнок при любой ситуации может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в артикулировании. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребёнка начала формироваться функция общения ( Белякова 2001: 39).

В три месяца жизни наступает период гуления, т. е. монотонного произнесения некоторых человеческих, но ещё неречевых звуков в ответ на радостное, эмоциональное общение со взрослым, особенно с матерью.

Между 5-м и 6-м месяцами жизни ребенка начинается стадия лепета. Этот период совпадает с формированием у ребёнка функции сидения. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Ребёнок пытается произносить повторяющиеся сочетания гласных с простыми согласными, так называемые лепетные слова (мама, папа, ляля и т. д.).

В 8,5–9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен : при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. В возрасте 9–10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребенка. Появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова (соответствующие лексической системе данного языка).

Употребляемые ребенком слова чаще всего «многозначны», «семантически полифоничны»; одновременно одним и тем же словом или сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед ( Леонтьев 1969: 54).

Второй этап – это время, когда ребёнок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении. Ведущую роль при этом играет слух ребё нка: даже при небольших его нарушениях овладение речью затрудняется. Кроме того, важна роль зрительного (ребёнок должен видеть говорящего взрослого, его мимику и жесты) и речедвигательного (он лучше различает те звуки, которые может правильно произнести) центров. При нормальном речевом развитии к двум годам ребёнок понимает смысл слышимых слов, активно владеет минимум 50 словами обиходного содержания, пользуется небольшими фразами из 2-3 слов ( Асташина 2008: 6).

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми ( Белякова 2001: 44).

Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы, обеспечивающие формирование системы условно-рефлекторных связей, лежащих в основе постепенно складывающихся речевых и языковых навыков, наиболее легко поддаются направленному педагогическому воздействию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой деятельности может задерживаться или даже протекать в «искаженном» виде (Там же).

Третий этап развития речи связан с усвоением грамматики. К 3–3,5 годам ребёнок при благоприятных условиях усваивает все основные звуки родного языка, имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его когнитивного развития, самостоятельно может рассказать об увиденном или услышанном, используя для этого распространённые грамматические формы слов. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Но главное, в речи постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребёнок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа.

В этот период развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Ошибки при произнесении встречаются уже, в основном, в малоупотребительных, незнакомых и труднопроизносимых словах. К концу третьего периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Далее, с 3 до 6 лет, у ребёнка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием.

Начиная с четырёх лет жизни, фразовая речь ребёнка усложняется. В среднем предложение уже состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок ( Белякова 2001: 46).

К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. В это же время происходит овладение типами склонений и спряжений. В речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого года жизни ребёнок овладевает контекстной речью, т. е. самостоятельно создает текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ ( Ушакова 2001: 24).

В период становления монологической речи идут поиски адекватного лексико-грамматического оформления высказывания, что выражается в появлении пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. По мнению Р. Е. Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение ребёнка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к её лексико-грамматическому оформлению.

Примерно к 6-ти годам формирование речи ребёнка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным. В дошкольном возрасте процесс овладения речью в основном завершается:

• к 7-ми годам язык становиться средством общения и мышления ребёнка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;

развивается звуковая сторона речи, завершается процесс фонематического развития;

развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического строя речи.

Таким образом, речевой онтогенез — это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично.

Список литературы

1. Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей. – М. : ООО Изд-во «ДОМ. XX век», 2008. –189 с.

2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачев, Изд-во ЭКСМО – ПРЕСС, 2001. –320 с.

3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб. : Питер, 2005. – 520 с.

4. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. : АСТ: Астрель, 2007.

5. Леонтьев А. А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. М. : Наука, 1969. – 397 с.

6. Психолингвистика / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.

7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. –240 с.

8. Ушакова Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. – М. : ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

Публикации по теме:

Игры на развитие речевого дыхания дошкольниковИгры на развитие речевого дыхания дошкольников Дыхание - важнейший физиологический процесс. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое.

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего» Дидактическая игра «Что для чего». Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего". Цель: развитие зрительного внимания, классификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности
Опубликовано: 3 июля 2014 в 18:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие как процесс: условия протекания и закономерности» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Турежанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД