Приложение МААМ

Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора

Елена Курдаева
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Восприятие художественной литературы и фольклора – один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях.

Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.

Публикация «Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора» размещена в разделах

Дошкольное детство является периодом становления и развития речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны). В это время развиваются и такие важные качества речи: правильность, точность словоупотребления, выразительность и образность языка.

Одним из важнейших источников развития выразительной и образной речи является художественная литература и малые фольклорные жанры. Имеющиеся в них выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологизмы обогащают эмоции, будят воображение, оживляют речь, обогащают и совершенствуют словарь детей.

Речевое развитие дошкольника включает в себя:

• владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры

• фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой,

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни.

До полутора лет Словарь возрастает до 40 слов (преобладают существительные и глаголы используются как предложения, сопровождаются мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается ребенком, как инструкция к действию. «Возьми ложку и сядь за стол»).

В 1.8 Словарь ребенка может достигать 100 слов.

В 2 года 300 слов (прилагательные, местоимения, строятся 2- 3 сложные предложения, пытается применять согласования).

В 3 года Малыш пополняет свой запас 1300 слов (слова вежливости, легко участвует в разговоре, диалоге, запоминает стихи, адекватно оценивает позитивные и негативные слова). Формируется речевой этикет.

В 4 года запас 2500 слов (развивается языковой аппарат, подвижность языка, речевое дыхание; употребляет все части речи в разговоре).

В 5 лет Словарь достигает 3500 слов (ребенок своевременно и логично отвечает на вопросы, формируется образная речь дошкольника).

В 6 лет Словарь достиг 4000 слов (дети проявляют инициативу в общении, используют слова оценочного содержания, рассказывают интересные события).

В 7 лет Словарь 5000 слов (завершен процесс фонематического развития, что делает его готовым к обучению грамоты; дошкольник также усваивает морфологию, синтаксис одного языка, легко образует новые слова, использует разнообразные лексические эпитеты, сравнения, синонимы, омонимы). Речь образная, разнообразная и эмоциональная.

Учтите, что эта характеристика приблизительная. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень, различными.

Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.

Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, дополнительные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.

Художественная литература используется мною не только в организованной учебной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.

С самого раннего возраста я начинаю знакомить детей с потешками, песенками, закличками русского фольклора.

Я знакомила детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. Нравятся детям произведения детского фольклора.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть.

Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.

В своей работе я использую разнообразные новые технологии помогающие в развитии речи дошкольников :прослушивание DVD - дисков художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, элементы драматизации частей текста, игры-инсценировки на сюжет знакомого текста, дидактические игры и упражнения, литературные викторины, игры-пантомимы, этюды, синквейн, сказкотерапия и т. д.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Синквейн можно использовать для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Из слов синквейна, дети могут составить рассказ.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Выстраивая систему работы по развитию образной речи, важно определить основные направления педагогической деятельности:

- систематическая, комплексная работа по общению и взаимодействию с

детьми и использование инновационных методов в педагогической

деятельности;

- взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей в выстраивании единой

позиции и понимании перспектив развития детей по данному

направлению;

- создание условий : развивающая предметно-пространственная среда (далее

РППС) для свободной, самостоятельной деятельности детей;

- сотрудничество с социальными партнерами (городская библиотека, музей,

театр) для развития представлений о многообразии окружающего мира.

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителямСписок художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 15:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие и обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Елена Курдаева (УИ 137836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД