Олеся Бодрая
Речевое развитие и методы преодоления речевого недоразвития в дошкольном возрасте
Речевое развитие и методы преодоления речевого недоразвития в дошкольном возрасте
Бодрая Олеся Василовна
учитель-логопед, МДОАУ дс№5 г. Нефтекамск, РБ
Аннотация: В статье поднимается тема речевого развития детей дошкольного возраста, причины речевого недоразвития и методы, которые помогают преодолеть его.
Публикация «Речевое развитие и методы преодоления речевого недоразвития в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: речевое развитие, методы развития речи, дошкольник, речевое недоразвитие.
В современном мире речевое развитие дошкольника играет важную роль в система общего развития ребенка. Через родную речь ребенок познает мир, общается со сверстниками и взрослыми, узнает много нового и может выразить свои мысли. Через язык человек приобщается к ценностям духовной культуры и многому другому(1). Как я сама люблю говорить: «Учитель никогда не узнает, что ребенок умный, если он сам об этом не расскажет».
По опыту своей работы и наблюдая за развитием детей дошкольного возраста могу с уверенностью сказать, каким бы развитым ребенок не был, без наличия речи, дальше он развивается с отставанием. Это видно на детях с ЗРР. К сожалению, не все родители обращают внимание на речь своего ребенка и «не бьют в колокола», думая, что их малыш еще мал и не идут к специалистам. Хотя ранняя диагностика позволяет скоррегировать речь на ранних этапах ее развития. Причем помощь должна оказываться всесторонне, как со стороны невролога, ортодонта, педиатра так и логопеда плюс дефектолога.
На сегодняшний день возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Это связано с экологической обстановкой, стрессами матери во время беременности и у ребенка уже в дошкольном возрасте, прием беременными женщинами различных лекарственных препаратов, алкоголя, курения, также возможная причина наследственность, внутрисемейная напряженная обстановка и огромная всесторонняя учебная нагрузка на дошколят.
Речь дошкольного возраста исследовали такие ученые, как В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. А. Стребелева, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн (5)
Как показывает логопедическая практика, речевое развитие детей на сегодняшний день очень актуальный вопрос. Так как речь является средством передачи информации в обществе и средством общего развития!
Дошкольный возраст- это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное развитие фонетики, лексики и грамматического строя языка. (5)
Необходимое условие для полноценного умственного развития и вообще всех сторон дошкольника является его владение языком. Если ребенок «идет» в соответствии с возрастными нормами по всем показателям, в том числе и речевым, то и развиваться он будет полноценно. И такой малыш к школьному возрасту легко научится писать и читать.
В развитии речи дошкольников целесообразно реализовать следующие направления (6) :
-развитие звуковой культуры речи (далее ЗКР);
-развитие грамматического строя речи;
-обогащение словаря;
-развитие связной речи.
Итак поговорим о речевых нормах. Все хорошо, если в 2 года появляются звуки и, ы, у, ф, в, к, г, х, сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н; понимает значение предлогов (например положи на стул); понимает обобщающие понятия однородных предметов (любой стол-это стол); имеет в словарном запасе 200-400 слов, обозначающих предметы быта и игр; понимает двухуровневые инструкции (сходи в зал и позови деда); пользуется фразой из 2-4 слов.
В 3 года появляются такие звуки, как с, з, ц, хь, ч, щ; малыш называет свое имя, возраст, пол, выполняет такие задания (положи камень по стакан, в коробку и тд); выполняет двухуровневые задания (сначала мы зайдем в магазин, а потом пойдем домой); обобщает предложения из 3 и более слов, использует мн. ч. сущ. и глаголов; называет форму и цвет предмета; словарный запас уже более 500 слов; в речи употребляет предлоги и союзы; уже может рассказать о своих впечатлениях, высказать мысли, понимает несложные сюжетные картинки.
В 4 года в речи появляются звуки ш,ж; ребенок согласовывает сущ. с числительными и прилагательными, образовывает уменьшительно-ласкательные формы сущ., задает много вопрос, использует слова «Кто?» и очень много «Почему?»; словарный запас около 1500-1600 слов ; начинает говорить сложными предложениями из 4-5 и более слов, слушает длинные рассказы и сказки.
В 5 лет в речи уже есть все звуки включая л, л., р, рь; дошкольник должен знать свой адрес, пользоваться предложениями из 5-6 слов; называть антонимы, пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временами; уметь пересказывать, определять стороны относительно себя, считать до 10, знать назначение предметов и знать из чего они изготовлены, употреблять сложные предлоги, выделять звук из слова, знать профессии, образовывать прилагательные от существительных; словарный запас близится к 3000 слов.
В 6 лет словарный запас около 4000 слов и все звуки произносятся правильно; используются абстрактные и отвлеченные понятия, хорошо рассказывают и пересказывают, различают и дифференцируют звуки речи на слух и в произношении, самостоятельно обобщают и классифицируют предметы по различным признакам; самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки на заданный звук, выделяют ударный звук, первый и последний звуки в словах.
Но это все в норме. Как же быть, если ребенку нужно помочь? В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно так он коммуницирует, познает мир, высказывает свои наблюдения и жизненный опыт, перенимает «жизнь взрослых» и всесторонне развивается. Участие взрослого направляет «ход», указывает на грамматически верные обороты речи, расширяет словарный запас и распространяет связную речь. Поэтому задача педагога разнообразить, увлечь и заинтересовать ребенка. Например, развивая ЗКР можно использовать игры на автоматизацию заданного звука- «Найди картинку со звуком л», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и тд. При коррекции грамматической стороны можно использовать такие игры - «Мой, моя, мои», «Чего не стало?», «Куда спрятался?», «Один-много», «1-2-5», «Чье, чья, чьи?». Через них дети учатся употреблять правильно предлоги, согласовывать сущ. с числительными и прилагательными, склонять по падежам, образовывать мн. ч. сущ и многое другое. Обогащение словарного запаса играет немаловажную роль в развитии речи. Чем больше ребенок знает, тем больше вероятность, что рассказ будет интереснее, в подборе слов не возникнет трудностей и понимать окружающих ему легче.
И самое важное, на мой взгляд, на сегодняшний день является развитие связной речи. В современном мире дети поглощены компьютерными играми, а у родителей высокая занятость- общение уходит на второй или последний планы. И, к сожалению, дети не умеют связно, полно и интересно рассказывать. Методы развития связной речи многообразны.
Чтение- является одним из методов развития речи, тк педагог дословно передает литературный текст. Словарь ребенка ребенка значительно расширяется, тк они слышат новые слова и, если им они непонятны, то педагог разъясняет их значение, а также дети слышать грамматически верно оформленную речь.
Рассказывание-здесь подразумевается передача прочитанного, либо пройденного опыта, услышанного в свободной форме или по схеме. Очень удобно использовать мнемотаблицы, которые облегчают детям задачу. Точной передачи текста может не быть, допускаются перестановки и небольшие добавления, которые не меняют сути рассказа, возможно его сокращение. Очень хорошая форма рассказывания -это инсценировки. У детей развивается не только связная речь, но и воображение, фантазия, коммуникативные качества, инициативность. Можно проводить литературные вечера и викторины, дидактические и словесные игры.
По мнению Бородич А. М., заучивание стихотворений -это самая эффективная методика по развитию речи дошкольника. Перед тем как начать заучивать стихотворения воспитатель ставит перед собой ряд следующих задач (2) :
-вызвать интерес у дошкольника и желание знать его;
-помочь ребенку запомнить текст и понять содержание;
-научить выразительности прочтения стихотворения;
-воспитывать любовь к поэзии.
Процесс заучивания стихотворений довольно сложнен и для детей, тк им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти.
Перессказывание. Текст для пересказа требует тщательной подготовки и должен соответствовать определенным требованиям (2) :
-произведения должны содержать поучительную информацию;
-текст должен соответветсвовать возрасту детей;
-в произведении должны присутсвовать знакомые персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков дб понятны. Произведения подбираются сюжетные, с четкой композицией, с выраженной последовательностью действий;
-текст для пересказа дб выразительным, простым, коротким и состоять из понятных дошкольнику слов.
Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развития личности в целом. На основании длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности находится в непосредственной зависимости от речи. (3)».
Список литературы:
1. Алексеева М,М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000-400с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 2001-256с.
3. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения. М., 2001
4. Громова О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие/ О,Е, Громова, Г. Н. Соломатина М. : Сфера, 2004.-128с
5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева. М. : Просвещение, 2007-268с
6. Токарева А. А., Иванова В. В. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога // Молодой ученый. - 2012.-№5.-с518-520
7. Ушакова О. В. Развитие речи дошкольников. -М., 2001.-133с