Марианна Валерьевна Проскурня
Речевое развитие дошкольников через трудовое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной, так как в современном обществе утрачивается престиж востребованных, рабочих профессий. Ценностное отношение к труду снижено, поэтому важно именно в дошкольном возрасте целенаправленно знакомить детей с профессиональной деятельностью человека, воспитывать трудолюбие, стремление к созидательной деятельности, самостоятельности, бережное отношение к продуктам труда, умение и желание работать в коллективе и для коллектива на уровне своих возрастных особенностей. Все это, находясь в центре внимания воспитателя и учителя - логопеда, должно стать опорой для развития речи.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Формировать интерес к труду, воспитывать уважительное отношение к людям труда у детей старшего дошкольного возраста можно через игры, упражнения, задания, направленные на развития всех сторон речи.
Развитие дыхания и голоса :
«Кузнец» И. п. : ноги на ширине плеч. 1 – имитировать работу кузнеца, вверх, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «Тин-тин-тин! Тан-тан-тан!» Повторить 3-4 раза.
«Ткачиха» И. п. : ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки перед собой. 1 – имитировать работу ткачихи, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: «Ток-ток-ток! Ток-ток-ток!» Повторить 3-4 раза.
Развитие слухового внимания
1.«Назови, что лишнее» (лопата, метла, грабли, половник- лишний половник, так как всё остальное нужно дворнику, а он нет)
2.«Какое слово к профессии не подходит?» ( врач: лечит, копает, выписывает, слушает, пожарный: варит, тушит, едет, спасает и т. д.)
3. «Какое слово лишнее?» (врач, маляр, сумка, доярка: лишняя сумка, так как это не профессия и т. д.)
4. «Подбери рифму» (АЧ-АЧ-АЧ-это…врач, ВЕЦ-ВЕЦ-ВЕЦ-это….продавец и т. д.)
Развитие лексико-грамматических процессов
1. «Кому что нужно для работы?» (активизация словаря по теме «Инструменты», «Спецодежда», употребление дательного падежа)
2. «Один - много» (учитель – учителя – много учителей т. д., пила-пилы, много пил, лопата-лопаты, много лопат и т. д.)
3. «Измени профессию на женскую» (ткач – ткачиха, повар, воспитатель, учитель, художник, продавец, певец, пианист, скрипач).
4. «Почему так назвали?» (рыболов – ловит рыбу, пчеловод, землекоп, хлебороб,
лесоруб, трубочист, садовод, трудолюбивый)
5. «Строим дом» (профессии строителей - каменщик, маляр, штукатур)
6. «Чем отличаются глаголы: пришить-зашить, копать-закопать, вязать-завязать и др.) Изменение смысла слова с помощью суффиксов и приставок.
7. «Как получилось слово» (с помощью схем, моделей, букв показываем детям, как образовались новые слова: закопал, перекопал и т. д.)
8. «Какой предмет получится?» ( образование относительных прилагательных: оловянный, алюминиевый, металлургический и др.)
9. «О чём говорится в пословице?» («Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Труд — дело чести, будь в труде на первом месте», «Чужими руками крапиву не дёргай», «Не разгрызёшь орешка — не съешь и ядрышка», «Кому работа в тягость, тому неведома радость», «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», «Счастливым и красивым делает человека работа», «Труд человека кормит, а лень портит», «На чужой каравай рта не зевай, а пораньше вставай да свой добывай»)
10. «Посчитай» (один плотник, два плотника, пять плотников, один маляр, два маляра, пять маляров и т. д.)
11. Игра с мячом «Какая профессия?» (военная, медицинская, строительная, сельскохозяйственные).
12. Загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах
13. «Кто чем занимается» (дети берут картинку с изображением человека определённой профессии и говорят, чем он занимается)
14. «Кто что делает?» (формировать умение подбирать как можно больше глаголов к названию профессий)
15. «Подбери родственное слово» (труд : трудиться, трудовой, трудолюбивый, трудяга, трудный, трудно и т. д. работа: работник, рабочий, работяга, заработок, переработка, подработка, работающий и т. д.).
16. «Измени слово» ( прилагательное в наречие и наоборот: тяжёлый-тяжело, ровный-ровно, трудный-трудно, глубокий-глубоко и т. д.)
Развитие связной речи
1. «Закончи пословицу о труде»
2. Чтение с обсуждением: Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», Я Аким
«Неумейка», А. Шибарев «Почтовый ящик» и др.
3. Игра «Потому что» (Эта профессия нужная, потому что)
4. «Я начну, а ты продолжи» (врач лечит людей, чтобы, строитель строит дом, чтобы)
5. Составление описательных рассказов о профессиях, спецодежде (загадок) с помощью мнемотаблиц, готового плана.
6.«Добавляй словечко» (распространение предложений, добавляя в них слова-признаки или слова- действия)
7. Составление творческих рассказов «Как мы дежурили», «Как мы маме помогали», «Убираем на участке», «Зачем нужны инструменты», «Сказка о любом инструменте», «Помогаю папе» и др.
8. Составление рассказов по сюжетным картинам «На приёме у врача», «Как дом строился», «На пожаре» и др.
9. Сравнительно-описательные рассказы «Топор-молоток», «Лопата-совок», «Врач-продавец», «Пастух-доярка», «Маляр-столяр» и т. д.
10. Объясни значение выражений «Мастер на все руки», «Золотые руки»
11. Игры-диалоги «Камень-лопата», «Пастух-лошадь», «Комбайн-колосок» и т. д.
12. Решение проблемный ситуаций «Наклонилось деревце», «Малыш поломал игрушку» и т. д.