Чуманова Дарья Андреевна
Консультация для родителей «Речевое развитие детей в раннем возрасте (0–3)»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – особый период становления всех органов и систем у ребенка. Идет мощное развитие задней части мозга, отвечающей за когнитивные функции - речь, внимание, память, мышление, слух, зрение, осязание (сенсорика). До трёх лет формируется база для дальнейшего развития более высших психических функций. Сформировать прочный базис помогут в том числе и развивающие занятия. Для начала нужно понять, а что же является нормой в речевом развитии детей раннего возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие детей в раннем возрасте (0–3)“» размещена в разделах
Наиболее распространенная периодизация А. Н. Леонтьева, которая включает 4 этапа развития речи:
1. Подготовительный (от рождения до года)
2. Преддошкольный (от 1 до 3 лет - этап первоначального овладения языком)
3. Дошкольный (от 3 до 7 лет - этап практического овладения языком)
4. Школьный (от 7 до 17 лет - этап совершенствования речи)
Подготовительный этап - от рождения до года - стадия крика и лепета, неречевая стадия.
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не говорит, он должен научиться этому.
- Крик - дыхание, смешанное (подготовка дыхательного отдела).
- Плач, голосовые звуки (подготовка голосового отдела)
- Сосание - развитие мышц, как только появились зубы, важно давать жевать (подготовка артикуляционного отдела).
до 2 мес. реакция на голос говорящего, следит за ним глазами, реакция на мелодию, начинает смеяться.
3 мес. реакция на интонацию говорящего, появляется гуление.
С 5-6 мес. лепетные слова, произнесение устойчивых звукосочетаний, МА, ПА, БА, ребенок различает мелодику речи и перенимает интонацию, темп, ритм, ударение.
С 7-9 мес. повторение более сложных и разнообразных звукосочетаний, слогов БАХ, Б
10-12 мес. формирование собственной осмысленной речи начинается с жеста, поэтому появление указательного жеста - важно. Появляется слово, осмысленное, реакция на слова взрослого, выполнение простых просьб.
Преддошкольный этап - от 1 до 3 лет - период становления активной речи, овладевание. Развитие познавательной деятельности тесно связано с накоплением словаря. Формируется предметный словарь, начинает формироваться глагольный. Ведущую роль играет слух. Важна роль зрительного (важно видеть говорящего, его мимику и жесты) и речедвигательного (он лучше различает те звуки, которые может произнести) центров. До 2 лет речь носит ситуативный характер, в 2 г. понимание речи превосходит произносительные возможности. Ребенок должен выполнять 2 составные инструкции (иди на кухню, принеси коробку).
От 1-1,5 года - 10-15 простых слов по структуре, в основном существительные. В роли предложений выступают отдельные слова. Малыш называет предметы. Вскоре появляются названия действий "бух", "ди" и др. На данном этапе усваиваются следующие звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.
С 1.8 г. время появления предложения из двух слов. Ребенок произносит слова, состоящие из двух слогов.
2 г. - должна появиться фраза из 2-3 слов, действие + предмет (мама дай, идем туда и т. п., звукоподражания заменяются полноценными словами. мин. 50 - 300 слов.
! Уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, насколько благоприятна речевая ситуация ребенка!
От 2 до 3 года - накапливается словарный запас, усложняется фразовая речь. Примерно 1000 слов, формируются слова-обобщения. Освоение основных звуков родного языка. Ребенок активно усваивает существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия: больше, меньше, короче, скорее, служебные части речи: появляются предлоги - в, на, у, с; союзы - и, то, а, потому что, тогда, когда. Согласует их в предложениях. Больше не путается в личных местоимениях. Появляются звуки с, л, ы, в, р, з. Усваиваются звуки ч, ш, ж, щ, твердый ц.
К 3 годам звуковая сторона речи ребенка усвоена. Важным моментом после 3 лет является возникновение у ребенка потребности задавать вопросы о значение непонятного слова. Часто сам пытается дать объяснение (детское словотворчество). Теперь малыш сам может оценить свое и чужое произношение.
Большое влияние на процесс развития речи оказывают различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребенка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, гипоксия, травмы, интоксикации, токсикоз, эмоциональный стресс матери). Также в первый год жизни неблагоприятно влияют на развитие след. факторы: гиперопека (ограничение в получении сенсорных стимулов, ограничение в моторном движении.
Речь не передается по наследству, она перенимается от взрослых. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь. С первых дней жизни важно быть включенной мамой в своего малыша, реагировать на его потребности,
важно разговаривать, поясняя каждое свое действие, смотреть глаза в глаза, ребенок должен видеть мимику, артикуляцию матери. Важны живые эмоции, паузы в речи, речь не должны быть монотонной, быстрой. Важно убирать посторонние шумы на фоне, чтобы не мешать ребенку ловить обращения матери.
Не упускайте это ценное время для развития ребенка!