Людмила Лангавая
Речевое развитие детей раннего возраста по программе «Теремок»
Речевое развитие детей раннего возраста по программе «Теремок».
Речевое развитие ребенка - один из важнейших показателей его гармоничного развития. Проблема речевого развития детей раннего возраста на сегодняшний день наиболее актуальна, поскольку процент детей с различными речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 до 3 лет. На занятиях по развитию речи по программе «Теремок», постоянно знакомя детей с разными жанрами фольклора (потешки, прибаутки, народные сказки) и побуждая детей к эмоциональному отклику, на описываемые события, характер и действия персонажей, красоту слова, ритм и мелодику поэтического произведения, создаются уникальные условия для развития речи. Ведь развитие речи ребенка начинается еще с материнского фольклора, который используется взрослым в процессе пестования, взращивании ребенка.
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста по программе „Теремок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Занятия по развитию речи проходят в несколько этапов:
1) Воспитатель, систематически, читает детям сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и потешки «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки», «Пошел котик на торжок», «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра-кря-кря-кря», поддерживает чувство удовольствия, радости от слушания и рассматривания иллюстраций. Постоянно вовлекает в «совместное чтение» : повторять слова и фразы, исполнять песенки, выполнять игровые действия, находить изображения, соответствующие тексту.
2) Воспитатель занимается с детьми в дидактические игры «Сказка в картинках». Задает вопросы по содержанию картинок (Кто это? Что это? Где мышка? Где у лисы хвост) и побуждает отвечать жестом или словом. Поощряет узнавать героев известных произведений и называть их, используя фольклорные или устойчивые литературные обороты («котенька-коток», «зайчик-побегайчик», «петушок-золотой гребешок», «Курочка ряба»).
3) Дети рассматривают книги и большие отдельные картонные картинки с красочными, лаконичными иллюстрациями. Затем самостоятельно пытаются расположить картинки в нужной последовательности.
4) Под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно играют в дидактические игры «Сказки на липучках», в которых нужно рассказать сказку, не забывая приклеить липучки с героями к местам для них.
5) Любимое занятие малышей - это театрализованное инсценирование сказок «Курочка Ряба», «Теремок», а также музыкальное пение потешек, сопровождаемое движениями рук.
В результате систематических занятий по развитию речи у детей повысился интерес к произведениям устного народного творчества, обогатился активный словарь, сформировалось положительное отношение к режимным моментам. Дети овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками.