Дарья Лебедева
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Развитие речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности и тесно связан с нравственным, эстетическим и умственным развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышлении [3].
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется.
Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.
Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают, и т. п.
В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослых (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него - наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Интенсивно развивается и активная речь : растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появление двух- и трехсловных предложений, возникновения вопросов, обращенных к взрослым, зависят в первую очередь от характера отношений взрослых и ребенка, от особенностей общения между ними. Когда с ребенком мало говорят, либо спешат выполнить все его желания без слов, речь ребенка может отставать [18].
Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Имеются случаи задержки развития речи ребенка на стадии ситуативной речи.
В дошкольном детстве (от 3-7 лет) развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.
В дошкольном возрасте интенсивно растет словарный состав речи. К концу 3-го года жизни он уже может достигнуть от 1200 до 1500 слов, в 6 лет 2500-3000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваивается тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он, верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их весьма своеобразно, чувствует связь между изменениями, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Например: девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!», «Давайте лопатить снег», «Смотри, как налужил дождь» [21].
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.
В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Использование новых форм, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться общение со взрослым, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции [21].
Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учиться задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Например: «А куда летит дым?», «Мамочка, когда я родился, откуда ты узнала, что я – Юрочка?».
Таким образом, к 5-6 годам дети свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовки к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Существует так называемые критические периоды развития речи ребенка, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи, с чем повышается ранимость нервных механизмов речевой деятельности.
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции :
1. 1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, у ребенка появляется повышенная потребность в общении.
2. 3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.
3. 6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка [3].
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.
Остановимся подробней на характеристике структурных компонентов речи детей пяти лет.
1. Фразовая речь.
Простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
2. Понимание речи.
Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
3. Словарный запас.
Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные – признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д., шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево – деревянный, снег – снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.
4. Грамматический строй речи.
Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.
5. Звукопроизношение.
Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.
6. Фонематическое восприятие.
Достаточно хорошо развит фонематический слух : дифференцируют слова типа коза – коса, поток – потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.
7. Связная речь.
Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный, выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.
Приведенные выше данные могут использоваться в работе специалистами как условный эталон возрастной нормы детской речи [17].
Основное назначение условного эталона – "… соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.
Таким образом, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.