Наталья Артемьева
Речевое и социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это удивительное сильное средство, но нужно
иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
Главной потребностью и функцией является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Своей речью мы пользуемся для того, чтобы передать свои мысли. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Публикация «Речевое и социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка. Для развития речи ребё нка педагоги и родители должны создавать необходимые условия:
• побуждать ребёнка говорить;
• создавать соответствующую среду;
• интересно организовывать жизнь ребёнка.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка с ЗПР становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В целях развития речи детей с ЗПР используются игры и занятия, которые включают:
• потешки, хороводы, игры с использованием сюжетных игрушек, звукоподражательные игры- инсценировки.
Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
• разгадывание простых загадок;
• игры – занятия с предметными и сюжетными картинками.
Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В коррекционной работе используются тематические наборы картинок (птицы, посуда, транспорт, овощи, фрукты); сюжетные картинки с изображением действий (кошка ловит мышку, дети лепят снеговика). Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы. Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом.
• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.
Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержания сознания человека и его личностные качества.