Светлана Косякова
Речевая одаренность малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая одарённость малышей.
Ребёнок идёт в школу. Нужно ли научить его к этому времени читать? Чтобы разобраться в этом, нам придё тся ответить на вопросы: что представляет из себя само чтение? Чему мы должны научить ребёнка?
Обучение чтению – первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Сначала первоклассник учится читать и писать. Затем его начитают учить фонетике, морфологии, синтаксису. Когда мы приступаем к обучению ребёнка чтению, мы должны перестроить его отношение к собственной речи и к речи окружающих его людей: до сих пор речь была для малыша просто средством общения со взрослыми и сверстниками, он как бы не обращал внимания: теперь она сама становится «предметом» анализа.
Публикация «Речевая одаренность малышей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать. Из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
Казалось бы, что может быть проще? Но попробуйте понаблюдать за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Если нужно назвать по порядку звуки в слове «кот», вы скажите К, О, Т. Скорее всего, однако, вы при этом представите себе слово написанным – и проведёте на самом-то деле не звуковой, а буквенный анализ слова. Вы сомневаетесь? Из каких звуков состоит слово «Юра»? И вы отвечаете: «Первый звук» - Ю» … Стоп! Такого звука нет в природе. Прислушайтесь: «ЙУ - УРА» - первый звук в этом слове - «Й».
Вы видите, даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто провести звуковой анализ слова. А каково же ребёнку? Но, оказывается, в определённом возрасте ребёнку чрезвычайно интересно заниматься простыми, самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. И это происходит значительно раньше, чем принято учить ребёнка чтению. К. И. Чуковский собрал для нас бесценную коллекцию этих детских упражнений со звучащим словом. Мы с удовольствием читаем «От двух до пяти», но порой не задумываемся о том, что можно воспользоваться этим детским интересом к форме слова и внести ребёнка – незаметно для него – в увлекательнейший мир языка, открыть для него особую языковую действительность и, таким образом, привести его к чтению. Научить его читать, минуя те муки, которые испытывает ребёнок, тщательно пытаясь сложить из двух букв «М» и «А» слово «МАМА».
Программа сегодняшнего первого класса по родному языку достаточно сложна. Первоклассник не просто должен научиться читать, он должен узнать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласные и согласные, что звуки разделяются на твёрдые и мягкие … И узнаёт он это тогда, когда интерес к звуковой стороне речи у него уже в значительной мере угас. Да, к сожалению, это именно так – ребёнок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует увлечё нно словом: «БУНДА – МУНДА – РУНДА - КУНДА», как он это делал в 4-5 лет. Знания, которые ему сообщают в школе о звуках, он старательно усваивает.
Семилетний ребёнок иногда с трудом различает мягкие и твёрдые согласные звуки. Почему? Да опять-таки потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово записано.
Давайте попробуем проделать маленький опыт: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что слово «ЛИСА». Скорее всего, вы начнёте их называть, не обратив внимания на то, что в этом слове первый звук – мягкий согласный. Поэтому вы назовёте и слов «ЛЕС» слово «ЛАМПА». Вы не вслушиваетесь в звуки, вы думаете о букве. Звуковую действительность вы подменили буквенной и поэтому упустили из виду мягкость и твёрдость согласных звуков.
Точно так же ведёт себя в подобной ситуации первоклассник, которому не окрыли вовремя звуковую действительность нашей речи. А четырёхлетний слышит всё по – другому. Он именно слышит. И поэтому, выполняя подобное задание, никогда не назовёт слово «ЛАМПА». Хотя ещё ничего не знает ни о согласных звуках, ни тем более о твёрдых и мягких, не назовёт просто потому, что для него слово «ЛЕС» и слово «ЛАМПА» начинаются с разных звуков.
Можно ли воспользоваться этой речевой одарённостью 4-5-летнего ребёнка и научить его не просто читать, а с самого начала учить его настоящей, подлинной грамоте? психологические исследования доказывают, что это вполне возможно.