Наталья Теницкая
Консультация по выявлению интеллектуального потенциала «Одаренность детей»
▼ Скачать
Выявление интеллектуального потенциала.
Ученые считают, что для творчества необходим определенный уровень интеллектуального развития. Интеллект выступает одной из составляющих творчества. Неординарные умственные возможности ребенка раскрываются в процессе систематического наблюдения за его развития (дети старшего дошкольного возраста) :
- сравнительно рано (3-4 года) овладевает навыками чтения, счета;
- легко устанавливает связи между различными явлениями, фактами;
- понимает сложные для своего возраста определения, отношения;
- склонен к серьезным размышлениям;
Публикация «Консультация по выявлению интеллектуального потенциала „Одаренность детей“» размещена в разделах
- проявляет способность к концентрации, сохранении внимания в течение большого периода времени, чем его ровесники;
- большой словарный запас;
- много знает, поражает логичностью суждений.
По мнению И. С. Лейтес, дети, с опережающим интеллектуальным развитием, имеют склонность к «умственной деятельности». Их отличает большая работоспособность, им чужды скука и лень.
В. С. Юркевич считает, что этих детей отличает отношение к умственной деятельности. Ребенок радуется трудной задаче, проявляет к ней большой интерес.
Высокая познавательная активность – первый признак одаренности. Наблюдая за процессом познавательных интересов, можно раскрыть сферу дарования дошкольника. Обращая особое внимание на: память, речь, мышление, внимание, двигательную сферу. Результаты диагностики одаренных детей не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность!
Помощь родителей, ученые выделяют 2 способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:
1 способ: Помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков.
2 способ: Привитие ребенку отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.
Родителям и воспитателям не стоит жестко регламентировать действия детей, их творческие замыслы, необходимо больше ценить работы ребенка и уметь показать, что детские работы ценны (даже если они далеки от совершенства).
Оценка участия родителей.
1. Создание условий для творческого развития:
- приобретение книг, игр, игрушек полезных для развития ребенка;
- обеспечение материала для творчества;
- организация места работы;
- позволение использовать старые вещи и нарушать их расположение в пространстве;
- контролировать режим дня, физическую и умственную нагрузку;
- предоставляется время для занятия, размышления в одиночестве;
- организует занятия со специалистами в кружках.
2. Активное участие родителей в творческом развитии ребенка:
- занятия дома;
- современный досуг.
3. Стимулирование творческой активности:
- поощрение творческой, интеллектуальной и поисково-исследовательской активности детей, приобщение и поиск интеллектуальных сверстников.
- поощряйте активное участие ребенка в приобретении необходимых знаний, умений и навыков;
- проявляйте уважение к его интересам, даже если вы их не разделяете.
Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий.
Н. Роджерс в соответствие с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться:
- я буду внимательно слушать тебя, твои чувства и мысли;
- я услышу твою боль твои мучения, твой гнев, печаль, радость;
- я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе;
- я могу не соглашаться с тобой, но я буду уважать тебя и твою правду (найденную тобой);
- я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой;
- я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой;
- временами я совершаю ошибки, заблуждаюсь, в таких случаях я скажу тебе прямо, скажу «прости».
Процесс воспитания - длительный, требующий много сил, времени. Но не стоит отчаиваться. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды, рано или поздно.
Раскрытие одаренности – процесс двухсторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям. Вы почувствуете, что меняется не только малыш, но и вы сами. Не бойтесь этих перемен, позвольте себе проявить свой творческий потенциал в отношениях с ребенком, настройтесь на творческий поиск.