ольга семерюк
Речевая культура педагога
▼ Скачать +Заказ
«Где и когда говоришь» - это уместность речи, т. е. знание стилей и типов речи. Уместность речи педагога предполагает прежде всего обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:
• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
Публикация «Речевая культура педагога» размещена в разделах
• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
• неправильное ударение в словах;
• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);
• копирование речи малышей, «сюсюканье»;
• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
К речи педагогов предъявляются определенные требования: правильность, точность, логичность изложения, чистота, выразительность, богатство выражения, уместность, ясность.
Вот простейшая формула культуры речи :
Думай, кому говоришь.
Что говоришь.
Как говоришь.
Где говоришь.
Когда говоришь.
«Кому говоришь» - это ясность или доступность речи для понимания. Психологи советуют разговаривать с детьми на равных. Главное, чтобы воспитанникам в нашей речи всё было понятно, для этого следует объяснять смысл всех новых и непонятных слов.
«Что говоришь» - это точность словоупотребления, которая зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
«Как говоришь» -это правильность, т. е. соблюдение норм русского литературного языка.
Выразительностью речи - Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.
Чистота речи - это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Подготовила:
Учитель – логопед
Семерюк О. А.